Добротный ремейк игры двадцатилетней давности – всегда радость для фанатов и прекрасная возможность ознакомиться с классикой молодому поколению. В 1993 году на прилавках магазинов появилась эталонная пошаговая стратегия, повествующая о противодействии землян инопланетным захватчикам. За прошедшее время серия обросла многочисленными продолжениями, скажем так, весьма сомнительного качества. Когда же Firaxis Games взялась за возрождение этой знаковой игры, в сердцах людей затеплилась надежда на долгожданный качественный проект. И сразу нужно сказать авторам спасибо за название, собранное из двух, под которыми оригинал продавался в разных регионах. Такое название полностью исключает путаницу в найденной поисковиками информации, в отличие от, не будем говорить какой, гоночной серии, недавно получившей продолжение.
Марс атакует?
События разворачиваются в совсем уж ближайшем будущем. На дворе 2015 год и пришельцы неожиданно разворачивают полномасштабное нападение на Землю. Мирное население в панике и только сотрудники проекта XCOM, во главе которого ставят игрока, совершенно невозмутимы. Будто бы всю жизнь их готовили к встрече с инопланетными гостями. Достойный ответ захватчикам уже готов и игроку остаётся выбрать, в какой части нашей планеты размещать свою базу. От выбора места дислокации зависит то, какие бонусы нам будут помогать на протяжении всей игры. Тут стоит хорошенько подумать, ведь на выбор предлагают самую разнообразную помощь, от усиленной денежной подпитки проекта, до мгновенных допросов со вскрытиями.
Заботясь о своём подземном убежище, нам предстоит его всячески благоустраивать и расширять, углубляясь все дальше под землю. Ресурсы для этого любезно будут предоставлять страны-участницы проекта XCOM. Выплаты, кроме ежемесячных, предусмотрены ещё за выполнение определённых задач и заказов. Помимо денег, нас будут обеспечивать ещё и человеческими ресурсами, в виде учёных и инженеров. Но если научных сотрудников обычно хватает, то недостаток финансов будет преследовать вас всю игру. Причём, перед большинством миссий игрокам предлагают самостоятельно выбирать награду. Но страны, предлагающие деньги чаще всего имеют самый низкий уровень паники, и вот мы уже летим разбираться с пришельцами за подачку в четыре новых учёных, хотя их у нас полная лаборатория, а денег не хватает даже на комплект новой брони для отряда. В этой игре можно пойти на что угодно, лишь бы снизить панику в регионах, ведь чересчур напуганная страна тут же перестанет верить в проект XCOM и выйдет из него. После выхода восьми стран игра завершится.
Но если люди были готовы к нападению, то пришельцы оплошали – на первых порах они не защищены даже от простых огнестрельных автоматов, да дробовиков. Постепенно они будут исправляться, а свою первую встречу с криссалидами, делающими ход на полкарты и щелкающими наших бойцов как орехи, игрок запомнит надолго. Жаль только, что разновидностей инопланетян не так уж много, и как только вы приноровитесь использовать дугомёт, для усыпления и последующего допроса противников, не доводя всю свою команду до предсмертного состояния, потребность в нём отпадёт.
Стирать оккупантов в порошок предстоит в пошаговом режиме. Самое большое отличие от классических тактических игр заключается в упразднении очков действий, дающихся на один ход. Вместо них всего два блока, позволяющих совершать по два любых действия каждому бойцу вашего отряда. Можно, например, немного пройти и потом выстрелить, а можно просто пробежать в два раза дальше. Выглядит это современно и позволяет игрокам сосредоточиться на тактических изысках, вместо высчитывания в уме чисел, чтобы, ненароком, не сделать на один шаг больше, лишив солдата возможности пустить заряд дроби в инопланетную тварь.
Постепенно огнестрельное оружие будет сменяться на самое передовое инопланетное. Наша лаборатория, под управлением доктора Веллер ни дня не будет сидеть без дела и станет проводить одно исследование за другим, а инженерный отдел позволит воплотить наработки в жизнь, но уже не за собранные на полях сражений трофеи, а, опять же, за реальные деньги. Без плодотворной работы этих двух ячеек базы, наши бойцы будут чувствовать себя неандертальцами, пришедшими покидать камни в современный танк. Помимо технической оснастки, нужно тщательно следить за здоровьем и количеством оперативников. Получившие серьёзные ранения на задании, они некоторое время лечатся. А если их мало, то уже после пары серьёзных миссий в нашем распоряжении могут остаться один-два новобранца, что грозит провалом операции, увеличением паники, выходом страны из проекта и… ну вы поняли.
Люди против людей
А вот мультиплеерный режим подкачал. Выглядит он лишь как довесок к восхитительной одиночной кампании. Главной особенностью сражений с живыми людьми, помимо самой возможности играть не с компьютерным противником, а с разумным существом из плоти и крови, является свободный доступ к инопланетным бойцам. К сожалению, открыты они все и сразу, от малюток сектоидов, до внушающих ужас эфириалов. Так же и оборудование землян. Бои проходят исключительно один на один. Выбор карт невелик, а составление собственной команды зависит от выставленного ограничения на кредиты. Как и в основной сюжетной кампании, на задание можно брать до шести человек. Однако, если размер ресурсов минимален, то придётся поломать голову: набрать дешёвого пушечного мяса или же пару напичканных новейшими технологиями машин для убийства. У инопланетян менять снаряжение нельзя, они изначально доступны в единственной полной комплектации.
Мультиплеерный режим XCOM: Enemy Unknown можно сравнить со старыми частями Total War. Там тоже изначально были доступны лишь сражения на двух человек. Посмотрев, что сейчас предлагает Fall of the Samurai в этом плане, очень хочется верить, что серия XCOM попала в нужные руки и пойдёт по тому же пути.
***
Играя в XCOM: Enemy Unknown, ни на секунду не пропадает ощущение, что прикасаешься к живой классике – настолько всё цельно и гармонично здесь работает. Люди, заставшие оригинал, наверняка оценят тщательный перенос механики. Тем же, кто попал в мир игр не так давно, процесс приобщения облегчит замечательная графика и некоторые нововведения.