Дилогию Left 4 Dead можно совершенно честно назвать лучшими кооперативными шутерами всех времён и народов – даже сегодня, спустя шесть лет (!) после выхода сервера игры и не думают пустовать. Против магии Left 4 Dead 2 не смог устоять и ваш покорный слуга, потративший на неё, страшно сказать, 406 часов своей жизни. А вы говорите, Dota 2, ага.
К сожалению, Valve ещё даже не анонсировала третью часть своего зомби-шутера, так что пока приходиться довольствоваться тем, что есть – Warhammer: End Times – Vermintide. Те, кто знаком с Left 4 Dead не понаслышке могут, в принципе, дальше не читать – мы имеем дело с прилежным клоном в фентезийном сеттинге от малоизвестных разработчиков.
В глубине далёкого прошлого есть только крысы
Сюжетная подоплёка Vermintide проста и не требует глубоких познаний во вселенной Warhammer – пятёрка героев прибывает в город Убершрайк, чтобы попытаться спасти его от нашествия крысолюдов – скейвенов. Базой для смельчаков становится укреплённая таверна, которая и является местным лобби.
Герои тут вышли, надо сказать, как на подбор – циничный Охотник на ведьм, гном-следопыт, стройная эльфийка-лучница, пожилая волшебница-пироманьячка и бравый усатый солдат Империи. Каждый из них обладает своим собственным набором вооружений и приёмов – например, игровой процесс за Волшебницу больше напоминает привычные шутеры, в то время как у остальных героев боекомплект крайне скуден, так что они чаще полагаются на холодное оружие. Конечно, до какого-нибудь War of the Vikings или Chivalry тут далеко, но в целом ощущение от оружия весьма приятные и простейшей схемы «удар – толчок - мощный удар – блок», вполне достаточно для веселья.
Другой интересной особенностью Vermintide является система лута – после прохождения уровня каждый игрок бросает кости, дабы получить какое-то случайное снаряжение для одного из персонажей. Как в любой современной RPG, редкость определяется цветом и для получения более крутого шмота требуется либо гриндить местные тринадцать миссий до посинения, либо искать на уровнях призовые дайсы и гримуары, либо проходить игру на высоких сложностях. Последнее, к слову, практически невозможно без сыгранной команды, предпочтительно собранной из ваших друзей – игроки-одиночки снова остаются не у дел.
Принеси бочку
На этом весь креатив шведской студии Fastshark иссяк, оставив вас наедине с готически-фентезийным вариантом Left 4 Dead. Как и в шедевре от Valve, четверым игрокам нужно пройти достаточно линейный уровень, попутно отбиваясь от зомби скейвенов. Иногда (если честно, то правильнее сказать «чересчур часто») нас заставляют носить мешки с зерном или таскать бочки с порохом и если вы также люто ненавидели финал кампании Dead Center в Left 4 Dead 2 как я, то вы сразу поймете, о чём именно идёт речь.
Мешать вам будут стада безмозглых крыс, набегающих огромными оравами со всех щелей. Отдельную опасность представляют отряды закованных в броню крысиных патрулей и крысы-пулемётчики, которые могут положить игрока одной длинной очередью. Компанию рядовым и усовершенствованным скейвенам составляют мини-боссы – Бегущий по водостокам, накидывающийся на игроков как Охотник из Left 4 Dead, Вожак, утаскивающий кого-нибудь на аркане (как Жокей или Курильщик), глобадёры-отравители, конечно же, местный вариант Танка – Крысоогр.
К сожалению, Fastshark не смогли утащить из Left 4 Dead самое главное, что обеспечивало тому беспредельную реиграбельность и потрясающую динамичность – систему AI Director, которая контролировала респаун зомби, погоду и раскиданные по уровню ништяки – от оружия до лишних аптечек. Warhammer: End Times – Vermintide слишком непредсказуем, в отличие от разыгранного как по нотам Left 4 Dead, где жуткие схватки с сотнями мертвецов перемежались мгновениями тягучего напряжённого затишья. В Vermintide же происходит полная чертовщина – вам могут в самом начале уровня бросить в лицо три отряда бронированных крыс и приправить Крысоогром, а могут заставить добрых десять минут лениво отстреливать одиноких рядовых скейвенов. Баланс между «Я сейчас усну» и «Твою мать, да как же тут можно выжить, что ж вы творите-то, сволочи!» не выдержан абсолютно, как и некий средний уровень сложности между самими уровнями – здесь есть как очень простые, так и невыносимо трудные миссии.
Рогатая Крыса повелевает танцевать
При этом разработчиков обязательно стоит похвалить за стилистику и сеттинг, которые, пожалуй, и вытаскивают Vermintide из пучин вторичности. Весьма мрачные и детализированные уровни, от портовых улочек до пасторальных деревенек и от глубоких крысиных подземелий до башни эксцентричного мага безупречно выдержаны в духе первоисточника, а чрезвычайно детализированная картинка не вызовет неприятных ощущений у любителей «графена». Платить за красоту пока приходится отвратительным кодом и посредственной оптимизаций – багов и глитчей, несмотря на несколько ЗБТ и ОБТ, в игре просто масса.
***
Полное отсутствие аналогов и реальных конкурентов, а также привлекательная цена делают Warhammer: End Times – Vermintide весьма заманчивым предложением для покупки. Впрочем, если вы до сих пор по какой-то странной причине не играли в Left 4 Dead 2, то за те же деньги лучше приобрести именно его – оригинал по-прежнему на две головы выше свежеиспечённого клона.