За последние годы вселенная Warhammer 40,000 пополнилась десятками видеоигровых адаптаций разных сортов, мастей и жанров. Ассортимент представлен буквально на любой вкус: пошаговые тактики, гексагональные варгеймы, шутер, космическая стратегия, дьяблоподобная Action/RPG и даже шахматы, но до сих пор не хватало очевидного – 4X-стратегии на манер Civilization.
И вот, ура, у нас теперь есть Warhammer 40,000: Gladius – Relics of War, который не безупречно, но весьма достоверно и грамотно перенёс реалии вселенной в плоскость пошаговой глобальной стратегии.
Далёкое и тёмное будущее
События Warhammer 40,000: Gladius разворачиваются на одноимённой планете, которая до катаклизма была процветающим имперским миром, а ныне раздираема конфликтом с участием четырёх сторон – Орков, прилетевших из варп-шторма ради поживы, Имперской гвардии, призванной защитить граждан от зеленокожих, Космических Десантников, объявивших Гладиус своим родным домом, и пробудившихся в своих склепах Некронов.
Все номинальные принципы 4X-стратегий, «изучение, расширение, эксплуатация и уничтожение» (они же eXplore, eXpand, eXploit и eXterminate) здесь присутствуют в привычном виде и не вызовут у бывалого фаната Civilization удивления. Мы начинаем с парой отрядов и базовым поселением, изучаем карту, собираем ресурсы, расширяем сферы влияния, исследуем новые технологии и, конечно же, воюем с неблагодарными соседями.
Правда, в дело практически сразу вмешиваются нюансы Warhammer 40K, которые замечательно вписываются в механику игры. Например, здесь как класс отсутствует дипломатия. «Ужас!» - воскликнет любой поклонник 4X-стратегий, а вот знаток вселенной хитро ухмыльнётся – Империум Человечества за редчайшими исключениями не ведёт переговоров с ксеносами, предателями и отщепенцами.
Тактическое наступление
Поскольку договариваться с противниками тут нельзя, приходится расчехлять оружие – и здесь Warhammer 40,000: Gladius – Relics of War показывает себя с лучшей стороны. Сами юниты помимо здоровья и брони обладают уникальным набором вооружения, способностями и экипировкой, которые улучшаются путём апгрейдов через меню исследования. Даже в поздней игре отряд улучшенных Тактических Десантников может принести пользу в борьбе с тяжёлой техникой, неся с собой пачку мельта-бомб. Возможности развития своих юнитов искупают полностью их довольно скромный состав – на каждую сторону приходится порядка дюжины видов войск.
Немаловажную роль играет не только состав войск, но и их размещение на карте – тактика Имперской гвардии во многом основана именно на том, что способна превращать шестиугольники в укреплённые укрытия, где пехота будет действовать гораздо эффективнее, чем на открытом пространстве. Враги, кстати, активно пользуются как особенностями вооружения и отрядов, так и окружения, совершенно не по-джентльменски проводя атаки в нужные для него моменты и совершая такие же хитрые манёвры по отступлению.
Контроль над картой в принципе отличается от других 4X-стратегий, где нередко сражения идут от приграничных укреплённых городов. В Gladius такой метод экспансии чересчур дорог, а для некоторых сторон конфликта и вовсе невозможен – Космодесант помимо своей базы могут лишь основывать небольшие крепости, а Некроны и вовсе могут поднимать свои гробницы лишь в указанных местах. С учётом ограниченности строительного пространства и условий для расширения, приходится аккуратно выбирать приоритетные направления стратегического развития на несколько ходов вперёд. В таких жестоких условиях приятно то, что разработчики не стали городить многотонную громоздкую экономику и завязали всё буквально на несколько ресурсов и реликвии войны (те самые Relics of War, вынесенные в названия), которые и будут двигать вашу экономику, поставленную на военные рельсы.
Интереса к бесконечной войне добавляют квесты, которые пусть и вращаются вокруг одних и тех же задач в духе «уничтожь вот это» или «исследуй вот это», но очень здорово вносят персонального колорита фракциям и добавляют целеполагания.
Вааагх!
Самым большим опасением по поводу Gladius была его техническая реализация – не секрет, что подобные проекты легко испортить отвратительным интерфейсом, ужасной картинкой и сломанным балансом, но Proxy Studios нас искренне удивили.
Да, к балансу сложности последних глав, поведению ИИ, некоторым экономическим показателям есть некоторые претензии, но они никогда не перерастают в разряд критических. Warhammer 40,000: Gladius – Relics of War приятно выглядит, сочно звучит и прекрасно управляется, а DLC и патчи наверняка сделают её ещё лучше.
***
Warhammer 40,000: Gladius - Relics of War не обладает космической глубиной Stellaris и разнообразием механик и аддиктивностью Civilization, но дарит отличный стратегический опыт, который полностью соответствует духу и сути мрачной вселенной далёкого будущего, где есть лишь война. Кстати, сразу на русском языке.