Игр про вампиров на свете немного, а уж хороших – и подавно. Авторы замечательной Life is Strange и дискуссионно хорошей Remember Me, французская студия Dontnod Entertainment, решила восполнить этот пробел, выпустив Vampyr – ролевой экшен про кровососа, события которого разворачиваются в Англии времён начала XX века.
Как обычно случается с амбициозными проектами не очень большой команды, далеко не все работающие на бумаге механики и детали Vampyr получили достойную реализацию. Кое-что, впрочем, французам удалось сделать если не с блеском, то очень достойно.
Город под подошвой
Например, определённо неплохо у Dontnod получился Лондон образца 1918 года – пускай он вышел немного фентезийным и не очень похожим на настоящую британскую столицу, но мрачный пустующий город, страдающий от эпидемии испанского гриппа (выкосившего тогда десятки миллионов человек по всему миру) получился атмосферным и интересным для исследования.
Важную роль играет в этом не только архитектура, но и жители – у разработчиков получился довольно показательный срез английского общества тех времён, где с поместьем аристократов по соседству может быть дом терпимости, а церковь находиться в том же переулке, что и бандитский притон. Создатели игры даже не поленились прописать каждому из шести десятков именных персонажей собственную историю и напихать в их шкафы по паре скелетов, которых можно добыть через диалоги и расследования.
Неординарен и выбор личности протагониста – доктор Джонатан Рид, учёный и исследователь, невольно превращается в вампира, а первой его жертвой случайно становится сестра, которая имела несчастье оказаться в поисках брата там, где он пришёл в себя после обращения. Поиски своего «отца» и раскрытие мистических тайн Лондона человеком «от науки», который сам по себе является филантропом, да ещё и на фоне жуткой эпидемии получились по-настоящему увлекательными. Во многом погружение в историю обеспечивается многочисленными опциями диалога, колоритными персонажами и нелёгкими моральными дилеммами, которые возникают по ходу повествования. Проще говоря, по литературно-художественной части Vampyr получился по-настоящему хорошей вампирской ролевой игрой со всеми нужными атрибутами жанра, колоритными героями и соответствующим антуражем.
Пей и бей
Игровой процесс Vampyr можно условно поделить на три части: детективно-диалоговую, боевую и исследовательскую, и на каждой надо остановиться подробнее. Первая, самая, пожалуй, важная и неоднозначная связана с социальным взаимодействием нашего дорого упыря с людьми и изучением улик.
Как сюжетно, так и вне основной истории, с каждым жителем города связана какая-то тайна, скрытая подзамочными опциями диалога. Кто-то продаёт вещи умерших, кто-то наоборот, безвозмездно помогает больным, кто-то складирует в подсобке трупы или тайно влюблён в соседа – у каждого найдётся свой сюрприз. Разговаривая с героями и открывая новые реплики, мы не просто проникаемся глубже в персональные истории и окружающий мир, но и повышаем, гм, калорийность наших собеседников.
Дело в том, что поглощение крови у именных персонажей – чуть ли не единственный способ прокачать нашего героя. Потратиться есть на что, благо помимо банальных возможностей увеличить количество здоровья доктора Рида или запаса его сил, тут есть размашистые ветви способностей, посвящённые вампирским силам крови. В ассортименте есть такие приёмы как копьё из крови, взрывное облако из крови и многие другие полезные в бою приёмы.
Главная проблема Vampyr заключается в том, что вампиру-пацифисту придётся иногда крайне тяжко, особенно с боссами. Не питаясь более-менее регулярно, вы постоянно будете встречать врагов на восемь или даже десять уровней выше себя, а учитывая левелинг на манер Witcher 3, это скорее не усложняет бой (хотя убивающие с пары ударов враги реально бесят), а растягивает его до неприличных значений. Кушать плохих людей может было бы и разумным решением, но Dontnod зачем-то прикрутили к игре систему состояния районов, которое падает с каждой смертью или тяжело заболевшим горожанином. Павший район означает серьёзные падения шансов на получение хорошей концовки и проблемы в прохождении.
Отдельных проблем доставляет вечно болеющее население – каждый новый день начинается с того, что добрый доктор Рид из подножных материалов крафтит скляночки с лекарствами, чтобы раздать их страждущим. Увлекательно, блин, до ужаса, особенно если учесть отсутствие быстрого перемещения между районами.
Джонни, они в каждой подворотне
И пока вы носитесь между бесконечными жителями Лондона, на улицах на вас постоянно будут нападать упыри или охотники на вампиров, с которых вы не получите никакого опыта. Формально боевая система выглядит неплохо – герой орудует как оружием ближнего боя, так и огнестрелом и вампирской магией, умеет оглушать соперников, дабы восполнить запасы крови и уворачиваться от атак. К сожалению, боевая система не настолько гибкая и плавная, как того хотелось бы – не всегда есть возможность увернуться от атаки или восстановить запас выносливости, да и к балансу многих способностей есть некоторые вопросы.
Практически про всё в Vampyr можно говорить так, как про его бои – оно вроде бы и неплохое, но какой-то недоработанное и неуклюжее, словно отставшее от прогресса на добрую пятилетку. Кстати, в этом заключается пожалуй главная пользовательская претензия к игре – позиционируй она себя не как ААА с ценником в 60 долларов, уровень притязаний к ней был бы гораздо ниже. Разве что Оливье Деривье, композитор Vampyr, известный по отличному саундтреку к Remember Me и Alone in the Dark, кажется, отработал каждое евро своего гонорара.
***
Как и Remember Me, любить Vampyr получается скорее вопреки, чем благодаря – несмотря на необдуманный бэктрекинг, странную прогрессию персонажа и не самую увлекательную боевую систему, игра по-настоящему цепляет своей историей, атмосферой, персонажами и героем. Возможно если и не прямо сейчас, то во время ближайшей распродажи с ним обязательно стоит познакомиться.