Заданная ещё в 2014 игрой P.T. мода на короткие инди-хорроры с претензиями продуктов более высокого класса живет и поныне. Да что там, процветает! Только за последние два года вышли Agony, Narcosis, Perception, Get Even и Observer, а новости сообщают, что число подобных проектов не собирается снижаться в ближайшее время.
Большинство таких игр, впрочем, сложно назвать выдающимися. Многие из них страдают болячками типичных проб пера начинающих разработчиков: плохой геймдизайн, невнятный сюжет, технические недоработки. Неудивительно, что оценки той же Agony колеблются в районе 4-5 баллов на Metacritic.
Transference, меж тем, с самого начала стояла немного в стороне от своих собратьев по жанру. Анонсированная аж на выставке E3 2017 игра привлекла к себе внимание не только именем большого издателя в лице Ubisoft, но и фактом участия в разработке компании SpectreVision, владельцем которой значится Элайджа Вуд. Именно он представил проект широкой публике в первом ролике и рассказал о том, что это будет психологический триллер с упором на возможности новомодных очков виртуальной реальности.
Анонс на одной из самых крупных выставок планеты, продюсирование известным актёром вкупе с общей загадочностью вокруг игры в итоге сделали своё дело – её стали если не ждать, то уж точно дожидаться с определенным интересом. Некоторые всё же настолько переоценили интригу, что предполагали, будто проект станет заменой печально почившему Silent Hills от Хидео Кодзимы и Гильермо дель Торо.
Сейчас, когда игра поступила в продажу, стало очевидно, что никакого суперхита не случилось и быть не могло. Но это не значит, что удовольствия от посещения цифрового измерения, созданного чокнутым учёным, вы совсем не получите.
Переехал и не вернулся
Долгое время нейробиолог Рэймонд Хейз искал способ обессмертить личность – перенести сознание любого человека в виртуальное пространство, где тот может существовать до тех пор, пока не перестанет работать сервер. Когда же это наконец-то удалось, Рэймонд решил первым же делом проверить изобретение на себе, взяв также в виртуальность воспоминания членов своей семьи.
Как это всегда бывает с потенциально опасными технологиями, что-то пошло не так, и компьютерная нирвана превратилась в настоящий ад. Теперь учёный обречен вечно страдать в созданной им же самим клетке, если не попытается разобраться с внутренними демонами и не встретиться с худшими из своих кошмаров…
При входе в игру сразу настораживает выбранный сеттинг. Сюрреализм это, конечно, хорошо, но немногие студии способны с ним совладать. Обычно разработчики слишком усложняют формулу, стараясь придать окружению бóльшей значимости, а локациям запутанности, но на деле добиваясь лишь претенциозности, или же наоборот – упрощают происходящее до банальных образов, которые доносят такую же избитую мораль (как в Among the Sleep). Об опыте серии Silent Hill, что представляет собой наиболее удачный пример сюрреалистичного ужаса, все как-то забывают.
Здесь, к счастью, все не так плохо. Несмотря на искривлённый внешний вид и иногда пугающие странности, крохотный мирок Transference имеет свою, довольно понятную логику. Можно даже назвать её «программной» в некотором роде, ведь, скажем, если вы встретите пустое пространство, зияющее чернотой, то тут же всплывёт характерная командная строка, которая сообщит о потере какого-нибудь файла.
В таких случаях игроку необходимо или решить легкую загадку, (например, сыграв правильную мелодию) или найти какую-нибудь отсутствующую вещь. Этим недостающим «пазлом» может быть все что угодно: песок для часов, лампочка, дверной молоток. Тем не менее ломать голову не стоит – название файла всегда укажет на то, что конкретно вам нужно.
Есть также фрагмент, когда приходится искать магнитные буквы и составлять из них слово на закрытой двери, чтобы та открылась – это словно вы вбиваете пароль для входа в чужой аккаунт.
Подобное формирование мира позволяет ставить понятные геймплейные задачи и при этом не разрушает давящую сюрреалистичную атмосферу. К тому же оно практически полностью исключает наличие «умных штук», вроде вычурного символизма, поэтому история не кажется умнее, чем она есть на самом деле. Вместо написания чего-то по артхаусному двойственного, в стиле «додумай сам» сценаристы создали классический триллер, который раскрывает психологическую и семейную проблематики в том числе и через окружение.
Каждая семья несчастлива по-своему
В этом, кстати, угадывается некий элемент Gone Home: тут тоже можно и нужно копаться в грязном белье семьи Хейз, чтобы составить цельную картину. Рассматривая тест на беременность или уведомление об отказе выдавать патент, игрок по крупицам собирает информацию, необходимую для понимания подноготной творящейся в сознании Рэймонда чертовщины. Никаких записок нет, аудио и видео сообщений мало, так что если вы хотите узнать все, то придется обшаривать попадающиеся комоды, внимательно слушать, что говорят голоса на фоне при взятии любой важной вещи, и складывать дважды два в уме.
Что интересно, окружение не остается статичным, а меняется с продвижением по сюжету: каждый раз, когда вы находите кристалл памяти члена семейства, на месте старых вещей появляются новые и сопровождаются они теперь репликами уже другого персонажа.
Впрочем, если возвращаться к сравнениям, то стоит отметить, что игра во многом походит на Layers of Fear. Замените викторианский особняк на виртуальную квартиру, сумасшедшего художника на такого же больного нейробиолога, стремление завершить magnum opus на желание собрать все кристаллы в одном странном устройстве, а уродливую женщину, ходящую по коридорам, на цифрового монстра, вылезающего из стен – будет один в один. Помимо внешних сходств, оба проекта объединяют сюрреалистические методы запугивания, а также похожий исследовательский геймплей.
И именно во множестве схожестей с проектом Bloom Team и не только проявляется, наверное, главная проблема Transference – игра попросту не оригинальна. Если вы недавно играли хотя бы в один из названных в начале статьи хорроров, то вряд ли хорошо написанная история и плотная атмосфера смогут уберечь от вас от порой возникающих ощущений дежавю и скуки.
Компиляция лучших идей жанра последних лет – это неплохо, но должно же быть что-то уникальное, нечто своё, что бы отличало игру от остального потока. Увы, за два прохождения выделить какую бы то ни было яркую черту не удалось.
В сухом остатке…
Ирония тут в том, что рекламная кампания и сам Элайджа Вуд в частности преподносили проект, как некий эксперимент, который точно удивит нас. К сожалению, в итоге все оказалось гораздо проще: Transference – это качественно сделанный хоррор на один вечер (игру можно пройти буквально за 2-3 часа), состоящий преимущественно из чужих наработок инди-разработчиков.
Он может пощекотать вам нервы, но лишь в том случае, если вы эти годы особо не интересовались жанром. Всех остальных игра, возможно, заинтересует стилистикой и историей, которые тоже не то чтобы оригинальны, но исполнены на хорошем уровне.
В любом случае, первый блин сотрудничества SpectreVision и Ubisoft Montreal нельзя назвать комом. Но надеемся, что в следующий раз разработчики будут смелее и креативнее – всё-таки от коллаборации данных компаний ты ждёшь чего-то большего.