Ларе Крофт семнадцать: грудь второго размера, невинные глаза, волосы в косичку и общее состояние, в интернетах названное «няшностью»; впервые героиня Tomb Raider из архетипичного разряда «MILF» перешла в, ммм, «cute teen» - вместо бабы с железным лицом нам наконец дали живое существо.
В верхнем абзаце (особенно в той части, что про сиськи) кроется ключ к пониманию эволюции Tomb Raider: в доинтернетную эпоху основным двигателем продаж первых частей был постпубертатный онанизм - а уже потом загадки и приключения. Технический прогресс внес свои коррективы: с середины 2005 года необходимость покупать игру, чтобы ознакомиться с первичными половыми признаками, отпала – в двух кликах от пользователя интернета располагалась бездонная библиотека этих самых признаков; а больше, как выяснилось, за Tomb Raider ничего не стоит.
Перезапуск серии – полнейшее переосмысление всех ценностей; вместо педалирования на типично плотское влечение к героине, разработчики работают тоньше, изящнее и лучше – выстраивают мтефизическую связь. Вам, как посетителю приюта для домашних животных, под честное слово выдают беззащитного ребенка; во вступительном ролике (и последующих) специально оговаривается, что Лара еще не готова вступить во взрослую жизнь – но из-за обстоятельств, видимо, придется взрослеть экстерном. Видимо, под нашей опекой.
Под нашей опекой пройти через все: первый ужас одиночества, первое убийство, первое понимание, что добрый мужчина с тонкими губами легко может оказаться маньяком и извращенцем. Tomb Raider невидимыми нитками опутывает вас с героиней – в серьезной драматургии это называется «связь с протагонистом», и здесь она работает блестяще. За Лару не просто переживаешь: за нее болит душа, как за ребенка, который давно ушел гулять и почему-то не возвращается. Когда Лара падает на ржавый штырь, мурашки скользят по телу – ну же, родная, вставай, пожалуйста. Последний раз аналогичную позицию создавал последний Bioshock с его семейными отношениями; здесь то же самое.
Только сложнее – в «Биошоке» в силу возрастных причин пользователь не испытывает к маленьким помощницам полового влечения (а если испытывает – 02, звонок бесплатный). Несовершеннолетняя Лара же откровенно вызывает гипергедонизм: получается запутанная сеть отношений игрока к героине – ему выдают роль отца, но при этом настойчиво предлагают рассматривать Лару и как сексуальный объект. Пользователя заставляют переживать что-то вроде, простите, ментального инцеста с оттенком запоздалого комплекса Эдипа. Tomb Raider играется вашими чувствами – неусыпное ощущение вины за противоестественное желание, оттеняется умиротворенной нежностью и общим опустошением – после финальных титров понимаешь, что тебе залезли в душу настолько глубоко, как сам себе не позволяешь. Строго говоря, непонятно, как с нынешней системой морали к Tomb Raider еще не появилось множество неудобных вопросов. Один вид здоровых волосатых мужиков, несколько часов подряд наблюдающих, как семнадцатилетняя девушка охает, стонет и скулит, должен кого-то смутить.
Правда, так вышло, судя по всему, случайно, благодаря умело подобранному образу – Crystal Dynamics точно не планировали подобных сложностей, да и Лару наверняка омолаживали из принципа «старая уже всем надоела». Сценарий писала дочь Терри Прэтчетта и на детях гениев – ну, сами понимаете: персонажи ведут себя словно идиоты, один сюжетный поворот предсказуемее другого, а в конце начинается проклятие вообще всех приключенческих игр – мистика.
Про Tomb Raider принято говорить, что, мол, прародитель Prince of Persia и Uncharted, но в перезапуске еще непонятно, кто кого тут прародил: Лара скачет по горам как герой мировых имиджборд, препарирует трупы животных, словно фигурный персонаж Far Cry 3 и даже разделывается с монстрами – напоминает недавний Resident Evil 6. Не сказать, что игра компилятивно собирает все, до чего может дотянуться – но здесь явно много бесполезного. Например, собирание необязательных вещей – тот же Uncharted ограничивался старинными артефактами; Tomb Raider идет дальше: гробницы, дневники, записки и древние атрибуты. Присутствует упрощенная система улучшения оружия и даже попытки открытого мира – выраженные, впрочем, в лишнем лесном закутке.
И, тем не менее, играть интересно – Tomb Raider очень плотно скомпонован и не позволяет даже минутного провисания: постоянно что-то взрывается, идут неплохо смонтированные ролики, одни задачи сменяются другими. Игра умеет держать темп, внезапно беря паузу: только что вы убегали от огромного валуна, как теперь неторопливо разыскиваете гробницы. Да, здесь нет и намека на сложность, а все действия решаются двумя кнопками – зато можно просидеть несколько часов подряд, даже не заметив; с колючей платформенной концепцией предыдущих частей такое вряд ли удавалось.
***
Честно говоря, Tomb Raider был бы в разы хуже, если б вместо Лары ходил непонятный потный мужик – на ее противоречивой роли и выстроено все обаяние игры. За это хочется аплодировать стоя, но в остальном здесь нет ничего выдающегося; в самом комплиментарном варианте Tomb Raider можно описать как «заменитель Uncharted для владельцев PC и Xbox» - хотя, этого вполне хватит, чтобы написать первую страницу новой истории Лары Крофт.