Splinter Cell: Conviction предлагал новое видение франчайза: Сэм превратился в бродягу, а сама игра была больше склонна к экшену, чем к традиционному хардкорному стелсу, что противоречило всем идеалам сериала Splinter Cell. Хотя некоторые идеи, заложенные в Conviction были неплохие, однако в целом игра воспринималась неряшливой. К счастью, Ubisoft решила вернуться к корням, и Splinter Cell: Blacklist полноценно это демонстрирует.
Сэм снова в деле, а вместе с ним его старые друзья: продвинутые гаджеты и трехглазые очки ночного видения. После спасения президента США в предыдущей части, он возглавил Четвертый эшелон, сформированный для борьбы с террористической группировкой. Сюжет традиционно для серии получился банальным и патриотическим – очередная история о конфликте США с террористами. Лишь изредка сценарий приятно удивляет, подбрасывая шутки местного компьютерного гуру – Чарли или диалоги охранников, спорящих о том, что круче – американский «соккер» или остальной мировой футбол.
Весь Четвертый эшелон расположен на борту воздушного судна «Паладин». Под руководством у Сэма будет целая команда, в которой есть уже знакомые люди, а именно, подруга Сэма - Анна Гримсдоттир. Самолет является домашней локацией, где между миссиями можно закупить новое вооружение или прокачать само судно. Прокачка самолета дает преимущество на заданиях, например, улучшив навигационные системы, на мини-карте Сэма будут отображаться не только враги, но и стороны их движения.
В отличие от Conviction - Splinter Cell: Blacklist выстраивает правильную идеологию, с которой не расстается на протяжении всей игры. Каждая миссия в игре – задача, которую можно решить множеством способов. Архитектура локаций позволяет принимать тактические решения и создавать себе преимущество. На уровнях запрятаны потайные ходы, вентиляционные шахты, которые позволят обойти соперников сзади либо игнорировать их вовсе. Локации в игре можно подстраивать под себя. Например, расстрелять источники освещения, и оставить врагов в кромешной темноте, а самим включить прибор ночного видения. В особо сложные моменты на помощь приходят гаджеты. Например, в кармане у Сэма имеется крайне полезный летающий дрон, который может пробираться в укромные уголки локаций и оглушать врагов электрическими выстрелами. Никуда не делась и система «mark and execute». С ее помощью можно отметить врагов и по нажатию одной кнопки, Сэм грациозно прошьет врагам череп.
Играя в Splinter Cell: Blacklist, вы постоянно находитесь в напряжении. Каждая ошибка и непродуманный шаг приводят к гибели Сэма или к усложнению ситуации. Враги прочесывают буквально каждый сантиметр территории и не чураются включить фонарь, чтобы проверить, нет ли кого в вентиляционной шахте. Смотрят даже за ящиками. Поэтому засидеться за укрытием не выйдет – двигаться нужно постоянно и быть предельно сконцентрированным. Впрочем, никто не запрещает вам взять автомат и устроить Gears of War, но в этом случае вы не получите удовольствия от игры, а даже наоборот – разочаруетесь. Перестрелки в Blacklist сделаны коряво. Особенно, что касается системы укрытий – в динамике она неотзывчива и срабатывает порой не с перового раза. Экшен в некоторых моментах ломает баланс. Особенно, в моменты, когда противники запоминают ваше предыдущее местоположение. Дело в том, что они концентрируются на вашем прежнем месте (обозначенном силуэтом Сэма), что дает вам возможность обойти их, и поймать их на крючок. Но в целом баланс у игры образцовый: сложность растет с каждым уровнем путем появления новых видов врагов, а у Сэма в свою очередь появляются новые гаджеты, которые помогут в борьбе с ними. Ubisoft сделали главное – выстроили правильный стелс, в котором ваша смерть - это результат лишь вашей ошибки, а не всевидящего и всемогущего искусственного интеллекта врагов или скажем кривого дизайна уровней.
В конце каждой миссии Сэм возвращается на борт, а игра подсчитывает ваш счет и показывает ваш стиль прохождения. Всего их три: призрак, пантера и штурм. Самым идеальным считается стиль призрака: очки дают только, если вы оглушили врага или вообще оставили его нетронутым. На самолете можно взять дополнительные кооперативные миссии. В них можно играть вдвоем на одном экране. Кооп задания представляют собой ультимативные операции, где Сэм не должен попадаться на глаза охраны или причинять им вред. Если эти условия не будут выполнены – придется перепройти значительный отрезок миссии, так как чекпоинтны в кооперативе - редкие гости.
***
Еще одна неудачная игра в серии Splinter Cell скорее всего привела бы к заморозке франчайза, но Ubisoft справились с поставленной задачей, вернув Сэма в элитный эшелон стелс-экшенов. Splinter Cell: Blacklist в первую очередь – грамотно выстроенная игра, в которой вся система работает без серьезных сбоев. Глубина, разнообразие миссий и отличный кооператив заставляют вернуться к игре даже после двух прохождений. А это для стелс-экшена, безусловно, комплимент.