Обзор игры Tom Clancy's Splinter Cell

Оценка игры: 9.2

Автор: Илья Божко

Дата: 23.11.2011 20:14

0

Поделитесь с друзьями:

3 073

В 2002 году никто не мог предугадать, что Ubisoft превратится в транснациональную корпорацию, штампующую сиквелы один за другим. Наоборот: на подходе был эстетский Beyond Good and Evil от Мишеля Анселя, на прилавках лежал неглупый Rayman от того же Мишеля, и вот-вот должен был появиться сказочный ремейк Prince of Persia. Анонс Splinter Cell казался жирной точкой в формирующимся имидже компании - Ubisoft реанимирует самый интеллигентный жанр, причем по лицензии известного писателя! Вот они - бойцы за искусство, творцы, не признающие меркантильных ценностей! Нет, совершено нельзя было предугадать, что Ubisoft будет делать по семьдесят сиквелов в год…

Впрочем не будем о грустном - ведь реанимация оказалась более, чем удачной - история про Сэма Фишера продалась миллионными тиражами, получив высоченные оценки. Этому способствовало все - и деньги, которые у Ubisoft были, и вкус, который скоро куда-то утратился, и профессиональный, почти пророческий сценарий, написанный Томом Клэнси.

Сэм Фишер отправляется в Грузию расследовать убийства двух агентов ЦРУ. Попутно он узнает об этических чистках, устраиваемых президентом Грузии - под давлением начальства Фишера, президент покидает должность и уходит в подполье. Оттуда он ведет террористическую деятельность против США: устраивает информационные блокады, взрывает важные точки и ищет ядерное оружие, которое он разработал вместе с китайским генералом и спрятал где-то в Америке.

Штука в том, что в 2008 году, этот сценарий, доселе вызывающий лишь улыбку, стал зеркально отражаться в выпусках новостей - стоит только заменить США Россией. Такого точного прогноза в видеоиграх не делал никто; и вероятность, что Клэнси просто угадал низка: некоторые другие его книги также содержали сбывшиеся предсказания - например про 11 сентября.

Впрочем, оставим трехглазого Клэнси и перейдем к не менее трехглазому Фишеру. Ставка на размеренный геймплей, сделанная Ubisoft , оправдала себя полностью - прямых и глупых шутеров было полно (как и сейчас) а вот умных и неторопливых игр не было. Фишер не выносил противников с гранатомета - он терпеливо сидел в тени, сворачивая шеи зазевавшимся охранникам. Игровой процесс состоял из задумчивого созерцанья темного угла и перетаскивания трупов; иногда удавалось резать горло, находясь в знаменитой стойке Ван-Дамма. В некоторых уровнях, правда, сидеть в угле было проблематично - они все обильно освещались, и приходилось искать альтернативу: например лезть по вентиляционной шахте или карабкаться по сточному желобу. В любом случае, напролом идти было затруднительно - пистолет у агента был, но выстрелы притягивали внимание охранников, а патронов было, как правило, пять.

Тогда, все это произвело эффект разорвавшейся бомбы - про Thief все уже забыли и  еще не вспомнили, Metal Gear Solid всегда был в стороне от каноничного варианта стелс-экшена; Сэм Фишер, получается, играл один на своем поле. Интеллигентная и неторопливая игра обошла своих горячекровых товарищей.

Но не стоит приписывать все заслуги только геймплей. Главный герой, его харизма, тоже сыграли важную роль в успехе Splinter Cell. Фишера озвучивал Майкл Айронсайд - и лучшего кандидата на эту роль представить трудно. Хриплый, чуть усталый голос полностью сливался с трехглазой фигуркой, ползущей по полу.

У самого Фишера был образ старого вояки, который много повидал и которому есть, что сказать. На фоне дегенеративных главных героев шутеров, Сэм казался тонким мыслителем; если бы девочки играли в игры, то в спальне вместо Димы Билана у них бы висел антагонист Splinter Cell. Утрирую, конечно, но Фишер и, правда был очень натуральным персонажем, которого легко полюбить и уважать.

Не последнюю роль в образе агента играли технологии - французы первыми стали использовать motion capture и плавные, кошачьи движения Фишера, западали в душу не хуже сценария. Гипнотизируя пользователя, Сэм взбирался на выступы, подтягивался на парапетах и с убийственной легкостью сворачивал шеи. Казалось что это нереально, невозможно - такая грациозность не доступна в играх, но Фишер снова лениво взбирался на бак и мы говорили себе «Да, это правда происходит по ту сторону монитора.» Конечно, это обаяние было в первую очередь обаянием денег - вся анимация стоила Ubisoft круглую сумму и без нее бы сериал Splinter Cell не получил такой популярности. Грубо говоря - нас просто подкупили.

Зато в игре было огромная география перемещений - и заметьте, здесь не показала свое лицо крупная купюра. Фишера мотало и по Грузии (с специфическим колоритом) и по США и даже по Бирме. Локации сменялись одна за другой: узкие грузинские улочки, огромные дворцы, штаб-квартиры ЦРУ и побоища в китайском посольстве. Со временем вышел Mission Pack – туда добавили так недостающую Россию. И хоть она была представлена со всей клюквой, родные места, так редко глядящие на нас с экранов монитора, заставляли сердце биться чаще.

Сейчас на первую часть Splinter Cell смотришь немного с грустью: Ubisoft уже не та, сам сериал уже не тот (последняя игра Conviction был бодрым прямолинейным экшеном), а жанр стелс-экшенов умер, так и не успев возродиться.

Оценка GreatGamer: 9.2 из 10 (Шедевр)




Оценка игроков: Нет оценки

Что ещё почитать?
Умер создатель серии Dragon Ball
Умер создатель серии Dragon Ball
Вадим Миллер, 11.03.2024
Победители Crunchyroll Anime Awards 2024
Победители Crunchyroll Anime Awards 2024
Вадим Миллер, 05.03.2024
Hades вышла на iOS
Hades вышла на iOS
Вадим Миллер, 25.03.2024
EGS скоро запустят на iOS и Android
EGS скоро запустят на iOS и Android
Вадим Миллер, 25.03.2024
Новый трейлер Chrono Odyssey
Новый трейлер Chrono Odyssey
Вадим Миллер, 24.03.2024
Второй трейлер «Фуриосы»
Второй трейлер «Фуриосы»
Вадим Миллер, 21.03.2024