Обзор игры Tom Clancy's Splinter Cell

Оценка игры: 9.2

Автор: Илья Божко

Дата: 23.11.2011 20:14

0

Поделитесь с друзьями:

2 789

В 2002 году никто не мог предугадать, что Ubisoft превратится в транснациональную корпорацию, штампующую сиквелы один за другим. Наоборот: на подходе был эстетский Beyond Good and Evil от Мишеля Анселя, на прилавках лежал неглупый Rayman от того же Мишеля, и вот-вот должен был появиться сказочный ремейк Prince of Persia. Анонс Splinter Cell казался жирной точкой в формирующимся имидже компании - Ubisoft реанимирует самый интеллигентный жанр, причем по лицензии известного писателя! Вот они - бойцы за искусство, творцы, не признающие меркантильных ценностей! Нет, совершено нельзя было предугадать, что Ubisoft будет делать по семьдесят сиквелов в год…

Впрочем не будем о грустном - ведь реанимация оказалась более, чем удачной - история про Сэма Фишера продалась миллионными тиражами, получив высоченные оценки. Этому способствовало все - и деньги, которые у Ubisoft были, и вкус, который скоро куда-то утратился, и профессиональный, почти пророческий сценарий, написанный Томом Клэнси.

Сэм Фишер отправляется в Грузию расследовать убийства двух агентов ЦРУ. Попутно он узнает об этических чистках, устраиваемых президентом Грузии - под давлением начальства Фишера, президент покидает должность и уходит в подполье. Оттуда он ведет террористическую деятельность против США: устраивает информационные блокады, взрывает важные точки и ищет ядерное оружие, которое он разработал вместе с китайским генералом и спрятал где-то в Америке.

Штука в том, что в 2008 году, этот сценарий, доселе вызывающий лишь улыбку, стал зеркально отражаться в выпусках новостей - стоит только заменить США Россией. Такого точного прогноза в видеоиграх не делал никто; и вероятность, что Клэнси просто угадал низка: некоторые другие его книги также содержали сбывшиеся предсказания - например про 11 сентября.

Впрочем, оставим трехглазого Клэнси и перейдем к не менее трехглазому Фишеру. Ставка на размеренный геймплей, сделанная Ubisoft , оправдала себя полностью - прямых и глупых шутеров было полно (как и сейчас) а вот умных и неторопливых игр не было. Фишер не выносил противников с гранатомета - он терпеливо сидел в тени, сворачивая шеи зазевавшимся охранникам. Игровой процесс состоял из задумчивого созерцанья темного угла и перетаскивания трупов; иногда удавалось резать горло, находясь в знаменитой стойке Ван-Дамма. В некоторых уровнях, правда, сидеть в угле было проблематично - они все обильно освещались, и приходилось искать альтернативу: например лезть по вентиляционной шахте или карабкаться по сточному желобу. В любом случае, напролом идти было затруднительно - пистолет у агента был, но выстрелы притягивали внимание охранников, а патронов было, как правило, пять.

Тогда, все это произвело эффект разорвавшейся бомбы - про Thief все уже забыли и  еще не вспомнили, Metal Gear Solid всегда был в стороне от каноничного варианта стелс-экшена; Сэм Фишер, получается, играл один на своем поле. Интеллигентная и неторопливая игра обошла своих горячекровых товарищей.

Но не стоит приписывать все заслуги только геймплей. Главный герой, его харизма, тоже сыграли важную роль в успехе Splinter Cell. Фишера озвучивал Майкл Айронсайд - и лучшего кандидата на эту роль представить трудно. Хриплый, чуть усталый голос полностью сливался с трехглазой фигуркой, ползущей по полу.

У самого Фишера был образ старого вояки, который много повидал и которому есть, что сказать. На фоне дегенеративных главных героев шутеров, Сэм казался тонким мыслителем; если бы девочки играли в игры, то в спальне вместо Димы Билана у них бы висел антагонист Splinter Cell. Утрирую, конечно, но Фишер и, правда был очень натуральным персонажем, которого легко полюбить и уважать.

Не последнюю роль в образе агента играли технологии - французы первыми стали использовать motion capture и плавные, кошачьи движения Фишера, западали в душу не хуже сценария. Гипнотизируя пользователя, Сэм взбирался на выступы, подтягивался на парапетах и с убийственной легкостью сворачивал шеи. Казалось что это нереально, невозможно - такая грациозность не доступна в играх, но Фишер снова лениво взбирался на бак и мы говорили себе «Да, это правда происходит по ту сторону монитора.» Конечно, это обаяние было в первую очередь обаянием денег - вся анимация стоила Ubisoft круглую сумму и без нее бы сериал Splinter Cell не получил такой популярности. Грубо говоря - нас просто подкупили.

Зато в игре было огромная география перемещений - и заметьте, здесь не показала свое лицо крупная купюра. Фишера мотало и по Грузии (с специфическим колоритом) и по США и даже по Бирме. Локации сменялись одна за другой: узкие грузинские улочки, огромные дворцы, штаб-квартиры ЦРУ и побоища в китайском посольстве. Со временем вышел Mission Pack – туда добавили так недостающую Россию. И хоть она была представлена со всей клюквой, родные места, так редко глядящие на нас с экранов монитора, заставляли сердце биться чаще.

Сейчас на первую часть Splinter Cell смотришь немного с грустью: Ubisoft уже не та, сам сериал уже не тот (последняя игра Conviction был бодрым прямолинейным экшеном), а жанр стелс-экшенов умер, так и не успев возродиться.

Оценка GreatGamer: 9.2 из 10 (Шедевр)




Оценка игроков: Нет оценки

Что почитать об игре?
Разработка ремейка Splinter Cell продвигается
Разработка ремейка Splinter Cell продвигается
Василий Левандовский, 19.02.2022