Студия Paradox известна тем, что является фабрикой самых умных и качественных пошаговых стратегий. Их сериалы Crusader Kings, Europa Universalis и Hearts of Iron являются широко признанными среди фанатов жанра. Тем интереснее было наблюдать за рождением космической 4X-стратегии Stellaris, которая должна была объединить лучшие черты игр от Paradox и других игр жанра.
Межзвёздный
Начинается Stellaris настолько хорошо, что, кажется, лучше придумать невозможно. Перво-наперво игроку нужно выбрать или создать по трафарету свою расу космических исследователей, причём вариантов для генерации – целая прорва. При этом все черты вашего вида будут активным образом влиять на игровой процесс, а не просто служить для красоты. Хотите добродушных материалистов-рептилоидов? Легко. Может, агрессивных одухотворённых грибов-коллективистов? Пожалуйста! Безжалостных моллюсков-ксенофобов? Хороший выбор!
В отличие от большинства стратегий, где вас гонят прямо со старта захватывать, завоёвывать и расширяться, Stellaris говорит прямо: «Полегче, ковбой, не так быстро!». Чтобы обратить планету или астероид в свою империю, нужно сначала изучить систему научным кораблём, потом построить форпост на ближайшей звезде, который стоит целую тонну «Влияния», и лишь после этого забирать себе космическое тело на полезные цели. В результате скорость расширения ваших владений оказывается не в пример меньшей, чем в той же Endless Space или GalaCivIII.
Но медленно – не значит скучно. Stellaris первое время постоянно подбрасывает игроку что-то интересненькое – то вы обнаруживаете на орбите какой-нибудь планеты старый разрушенный линкор древней расы, который можно отбуксировать и разобрать на запчасти, то на одном из изученных миров оказывается примитивная раса (за которой можно втихаря наблюдать годами), то ядро какого-нибудь астероида оказывается настоящей нейронной сетью.
Таким же случайным образом игра предлагает и технологии для исследования по трём направлениям, избавляя Stellaris от главного бича игр подобного жанра – однотипного и примитивного старта. Правда, когда игра старательно годами не даёт тебе изучить крайне важную для дальнейшей экспансии технологию (например, терраформинг), местный рандомайзер хочется огреть кулаком.
Академик Пупкин, к вашим услугам
Все исследования, в том числе и изучение далёких систем при помощи научных кораблей происходят при непосредственном участии учёных – Paradox просто не могли не ввести в игру институт лидеров из других своих игр. К сожалению, особого влияния своим наличием они на процесс не оказывают, зато их смерть, особенно если это учёный, тяжким бременем падает на играющего – ведь замена научных кадров стоит всё того же злополучного «Влияния», которое тратится не только на строительство форпостов и найм важных персон, но и на издание указов.
После захвата пяти и более планет в Stellaris наступает новая фаза игры, когда части вашей империи приходится отдавать на откуп ИИ-губернаторам. Идея определённо, интересная, ведь нас попытались освободить от рутины, но, на данный момент, это выглядит просто как идея – по факту нам всё равно придётся руководить крупными стройками и выбирать генеральную линию поведения наших земель, сами же губернаторы автоматизируют лишь малую часть процессов, причём не особо успешно. При этом самостоятельные сектора служат отдельным источником постоянных головных болей, особенно если на планетах живут представители других рас. Сепаратизм, движение на независимость, вооружённые восстания – правитель огромной космической страны должен понимать, к чему может привести наплевательское отношение к внутренней политике.
В скором времени империя игрока будет окружена со всех сторон враждебными или не очень государствами других рас. Условий победы в Stellaris на текущий момент две – владение определённым числом обитаемых планет или контроль (напрямую или через федерации или вассалов) 40% галактики. По доброму, естественно, даже пацифисты вам свои планеты не отдадут – придётся воевать.
И вот война, к сожалению, самая слабая сторона игры на текущий момент. Собираете флот пожирнее – и всё, смотрите, как вражеские флотилии рассыпаются в космическую пыль. Только провернуть этот трюк удаётся не всегда, вспоминая случайный порядок выдаваемых технологий и наличие так называемых «Угасающих империй» на карте, чей флот и уровень технологий может быть несоизмеримо выше, чем у любой расы в галактике.
Война и мир
Другая проблема эндшпиля любой партии в Stellaris – крайне сумбурные взаимоотношения с соседями и весьма примитивная дипломатия. Союзники глупы и пассивны, противники – ещё более тупы и агрессивны. И вместо того, чтобы вести свою империю в счастливое будущее вы последние часы сражаетесь с тупостью ИИ и гоняете стальной кулак от одной системы к другой.
Конечно, помимо этого в Stellaris есть целые прорвы разных фишек, механик, непредсказуемых поворотов и оригинальных решений, которые можно изучать на протяжении долгих часов игры – и этим он прекрасен. Плохо, что на текущий момент нет двух важных составляющих любой стратегии подобного толка – шпионажа и торговли. Ждём дополнений, DLC и патчей. Первый, кстати, уже вышел и внёс некоторые правки в баланс и интерфейс, следующий обещает, в том числе, добавить новые условия победы и поправить ИИ подконтрольных секторов.
***
Со времён Master of Orion II или как минимум Endless Space не было настолько умной, глубокой, красивой и разнообразной 4X-стратегии. Stellaris, несмотря на многочисленные неприятные мелочи, на текущий момент является лучшим представителем жанра и обязательным приобретением для всех, кто питает слабость к подобным играм. Сомневающиеся могут подождать выхода патчей и DLC, всех остальных – приглашаем в магазины.