Amnesia: The Dark Descent, вышедшая пять лет назад, породила целый бум психологических хорроров от первого лица. Количество разномастных клонов, подражателей и идейных наследников за эти годы не поддаётся счёту – хотя рядовой игрок вряд ли вспомнит что-то стоящее, кроме Outlast и недавнего Kholat. При этом чего-то нового в формулу, созданную шведами, никто добавить так и не смог. Как показал релиз SOMA, над которым Frictional Games работали больше четырёх лет, ничего нового не смогли сделать и сами шведы.
Сто лет тому вперёд
Главный герой игры, молодой человек по имени Саймон Джаррет попадает в жуткую автокатастрофу в результате которой получает крайне серьёзную травму мозга. Помочь Саймону собирается один доктор, который желает создать электронный образ его мозга, изучив который, тот планирует выработать действенный план лечения. Приехавший на томографию протагонист надевает специальный шлем, сняв который спустя, казалось бы, мгновения, он обнаруживает, что находится в совершенно непонятном заброшенном научном комплексе где-то глубоко под водой, да ещё и в 22 веке. Что именно произошло, куда подевались люди и что нужно делать – вот три вопроса, которые возникают с самого начала, но они будут не единственными, которыми задастся главный герой и игрок.
Нарочно избегая спойлеров, можно сказать, что Frictional Games замахнулись на очень серьёзные темы: смысл существования, природа человека, баланс жизни и смерти, реальности и нереального, разума и тела. Вся история SOMA – это не ужастик в традиционном понимании слова, а психологический научно-фантастический триллер, в котором слышатся отголоски произведений Филипа Дика, Уильяма Гибсона и Станислава Лема. Пугает SOMA не «скримерами», а тягучей атмосферой опустошённости, отстранённости и какой-то запредельной печали, как в «Солярисе» Тарковского. Мало похожий на человека робот, искренне считающий себя личностью на фоне опустевшей ржавой подводной лаборатории, наполненной жуткими комбинациями плоти и техники – это по-настоящему угнетающе и страшно.
Отдельно стоит отметить то, как кропотливо и тщательно разработчики прорабатывали мир подводной станции «Пафос-II», заполняя его деталями и маленькими историями. За каждым обезглавленным трупом, каждой разбитой рацией, запиской на столе или аудиодневником скрывается трагическая судьба одного из обитателей подводной станции, чья история тесно связана с общим сюжетом SOMA. Притом, что местная графика весьма далека от некстгена, потрясающая работа со звуком и количество различных мелочей выделяют игру шведов среди кучи однотипного и однообразного мусора.
Глубокое погружение
К сожалению, геймплей в SOMA делался по остаточному принципу, практически полностью игнорируя достижения Amnesia. Если не считать буквально пяти или шести классических квестовых загадок, SOMA это самый настоящий «симулятор ходьбы», причём местами сильно затянутый. Нам много и подолгу придётся блуждать по дну океана от одной части научного комплекса до другой, выполнять бесконечные технические задачки по починке рассыпающегося оборудования комплекса и шугаться от классических монстров, которых нельзя убить, но легко отвлечь метким броском бутылки или куска штакетника в соседнюю стенку.
При этом если отсутствие таких элементов интерфейса как инвентарь или журнал заданий действительно помогают погрузиться в местный неуютный мир, то нехватка карты и компаса нередко вызывает фрустрацию – заблудиться в местных коридорах сложно, но вполне реально, особенно если вы страдаете географическим кретинизмом.
В результате отличный эффект погружения иногда нивелируется глухим раздражением – тебе просто становится непонятно, что нужно делать и куда идти. Особенно это заметно ближе к концу игры, когда SOMA выпускает на тебя монстров и гоняет битых полтора-два часа по однотипным и жутко тёмным коридорам блока «Тета».
***
SOMA – это очень интересная и глубокая научная фантастика с отличным эффектом погружения, в которую играть всё-таки менее интересно, чем смотреть, как кто-то это делает вместо тебя. И это, пожалуй, единственный по-настоящему серьёзный и заметный недостаток Soma как игры.