Забавный парадокс - российской игровой индустрии удаются жанры, про которые остальной мир благополучно забыл. Например, стратегии: пока иностранцы их упорно игнорировали, славянские деятели активно работали: Блицкриг, Казаки, Silent Storm. «В тылу врага» стоял в этой компании особняком: разрушаемое окружение, возможность личного контроля над юнитом, вариативные сражения. Что тут говорить - даже на Западе, даже с таким названием (Soldiers: Heroes of World War II), игра умудрилась наделать определенного шума. Продолжение получилось не хуже, но сказалась вечная проблема славянских проектов - множество, порой критичных, багов.
Не смотрите на название - «Штрафбат»: прямой продолжатель «В тылу врага» и за рубежом честно называется «Men of War: Condemned Heroes»; что побудило 1С выкинуть славную приставку - непонятно.
Как вы понимаете, под вашим началом будут служить не элитные разведчики, партизаны и прочие герои Родины - вместо их: уголовники и враги народа, предатели партии и кулаки. В СССР штрафные части работали на самых горячих и самоубийственных точках: заткнуть дыру в обороне, отвлечь огонь на себя и, по слухам, расчистить минное поле. Впрочем, нас это коснется лишь отчасти - на дворе 1944 год, Советский Союз наступает по всем фронтам, Рейхстаг давно тихо плачет в подушку; оголтелое использование человеческого ресурса закончилось.
Vulpes pilum mutat, non mores
На экране привычное: немцы ощетинились пулеметами, минометами, танками и зенитками; советские войска массой пытаются смести оборону. Городских битв почти нет - сплошные поля, леса и реки - единение с природой. Жаль - в «Штрафбате» потенциально неплохая физика, но посреди бескрайних равнин ее просто негде показывать; разве что танк разнести на кусочки.
Псевдоголливудская зрелищность осталась: повсюду стрекот орудий, взрывы и матерщина на двух языках. «В тылу врага» всегда убедительно играл в войнушку, но здесь масштаб шире - на один немецкий танк приходится двадцать «штрафников». Однако мы управляем лишь малой частью - остальные, примерив бутафорские усы, исправно работают статистами; в этом спектакле - наше дело маленькое.
Начальство требует, как правило, одного - отбить окопы и закрепиться. Делается просто: либо вы кидает всех на амбразуру с гранатой наперевес (потом, правда, придется долго слушать какой вы никчемный командир), либо поискать свободный танк и аккуратно (техника здесь взмывает в воздух от одной случайной гранаты) сравнять с землей окрестных противников. Все - никаких отвлекающих маневров, форсирований и планирований. Граната, танк, танк, граната - игра не подразумевает вариантов и разнообразия; меняется только ландшафт и время года - остальное статично, как караул Поста №1.
От золотистого экрана «миссия завершена», отделяет тупость собственных подчиненных и нечеловеческий интерфейс. Штрафники любят передвигаться собственным маршрутом, стрелять не туда, куда надо (или не стрелять вообще) и очень, очень быстро мрут - выкуривая одного немца, реально потерять половину отряда, а оставшуюся лишить здравого рассудка. Управлять провинившимися - отдельное удовольствие: за восемь лет существования «В тылу врага», интерфейс так никто и не сменил. Например, чтобы солдат добежал до т. А, присел на колено и сделал очередь по объекту Б. - надо сделать несколько неочевидных нажатий и сломать пару пальцев - и не факт, что подопечный справится со всем этим. В итоге остается один беспроигрышный вариант – взять под свое управление самого лучшего юнита, и пойти единолично вырезать фашистскую гидру - тогда и управление нипочем и AI не мешает.
Кому то, наверняка, понравится такая хардкорность - мол, нынче все игры для детей, вот хоть последний родной разработчик держит марку. Да, «Штрафбат» сложный, но сложный по-дурацки, вызывающе - речь идет не о принципиальной войне с форматом «press x to win», а о банальном нарушении баланса и играбельности. Хорошо хоть, что не надо больше трястись над каждым патроном и винтовкой: мертвые тела лежат густым слоем по промозглой земле, с каждого можно снять необходимые боеприпасы.
Сюжета, кстати, нет - вы, просто, скачите от одного брифинга к другому; персонажи не носят имен и выступают в роли обесцвеченных баранов. Понятно, что стратегический жанр не подразумевает толстовских романов, но минимальную связующую историю можно было придумать? Это особенно удивительно наблюдать, учитывая, какая в игре богатая база данных. Здесь есть и мемуары ветеранов и интересные исторические справки - возможно, 1С стоило бы выпустить «Штрафбат» в виде интерактивной энциклопедии.
Графически, игра смотрится неплохо: эффектные взрывы, аккуратные танки и завораживающие столбы пыли, спровоцированные огнеметным огнем. Бездонная луна отражается в ровных волнах, а утренний рассвет таинственно бликует на простреленных касках. Без недостатков, понятное дело, не обошлось - солдатики, хоть и умеют драматично умирать, в плане анимации проигрывают всем стратегическим играм, выпущенным с 2005 года включительно. Когда они ползут по-пластунски, или, не дай Бог, влезают на БТР - хочется немедленно утопить их в ближайшем пулеметном огне; коровы, наверное, и то изящнее. Разумеется, наблюдать за этим некогда - кругом агрессия, месиво, весело, но в минуты затишья все графические недоработки остро бросаются в глаза.
***
«Штрафбат» - игра, рассчитанная на определенную аудиторию - тех, кого не испугает вертлявая камера, дикая сложность, монотонность и отсутствие сюжета; пользователям, уверенным, что Total War единственная стратегическая серия, здесь делать нечего. Чтобы проникнуться, надо иметь определенный склад характера и ума, до гроба любить стратегии и сильно интересоваться тематикой Второй Мировой - знать, например, чем отличается Panzer 3 от Panzer 4 (я вот не знаю). Тогда, да - вы простите «Штрафбату» все его многочисленные недостатки, шероховатости и неровности, радуясь долгожданной игре про любимый временной отрезок. Остальным же строго не рекомендуется - рискуете зря угробить миллионы нервных клеток и бесповоротно потерять хорошее настроение; лучше уж оригинальный «В тылу врага» перепройдите.
Благодарим 1С за предоставленную копию игры!