Shin Megami Tensei V был, безусловно, одним из главных ожиданий 2021 года. Последний раз серия посещала «большие» экраны ещё во времена SMT III, поселившись на карманных консолях Nintendo. И вот, наконец-то, спустя почти четыре года после анонса, новая часть основной линейки мрачной, хардкорной jRPG приехала на Nintendo Switch.
Оценивать итоговые впечатления достаточно тяжело – пятый «Мегатен» вобрал в себя как много лучших и знаковых элементов сериала, несколько интересных новшеств, так и гору заскорузлых, удушающих недостатков.
Мой любимый ОЯШ
Необычный взгляд на сеттинг, продемонстрированный в SMT IV, вновь сменился знакомой до боли истории про школьника, который попадает в Преисподнюю (Netherworld), случайно объединившись с некой могучей сущностью, умеющей управляться с демонами. Так получается Нахобино – некий аналог избранного, который должен всё славно разрулить.
Вальяжно познакомив с основными правилами этой запутанной вселенной, она отправляет нас в извращённый постапокалиптический Токио, где происходит борьба ангелов и демонов. История в Shin Megami Tensei V, увы, всего лишь сопутствующий товар, приложенный к хардкорному геймплею, изучению его тёмного мира и скромным выборам в диалогах, которые приводят к одной из концовок. И да, для игр от Atlus подобный уровень нарратива и смыслового содержания - явная халтура.
Да и по меркам jRPG, честно говоря, многие фирменные черты жанра сделаны слабо. Побочные персонажи появляются в кадре редко и раскрываются крайне шапочно, а их характеры трудно назвать проработанными. Интересных заданий и неожиданных «Вот это поворот» моментов тоже найти затруднительно. Тем обиднее, что предыдущая часть в этом смысле была гораздо оригинальнее, мрачнее и необычнее, хоть и выходила на слабосильной портативной 3DS.
По полю иду
Зато по части геймплея SMT V сделала один важный шаг вперёд – утилизировала узкие и запутанные лабиринты, став почти полноценным открытым миром. Это не значит, что здесь совсем нет локаций-лабиринтов, но подход к структуре стал явно иным. Да’Ат, местное подземное царство, можно активно изучать, бегая по просторным уровням аки Наруто и прыгая как Марио по уступам.
Это изменение продиктовало и изменённый формат столкновений – теперь здесь нет случайных стычек с неизвестными демонами. Они все попадаются нам на карте и мы сами вольны уничтожать их и точки скверны – места возрождения разных тварей. Уничтожение таких усиленных мест концентрации дьявольской силы открывают нам не только карту, но и доступ к важным пассивным навыкам. Нечто похожее было, например в SMT: Strange Journey. Естественно, есть в большом открытом мире и собираемые предметы, некие демончики, называемые Мимана. За их нахождение дают очки славы, которые тратятся на покупку заклинаний для нашей команды.
В ключевых местах расставлены контрольные точки, где можно экспериментировать со своими подопечными, сохраняться, совершать быстрые путешествия и покупать необходимый скарб. Периодически будут попадаться побочные квесты, но все они относятся к разряду «принеси-убей» и служат разве что для нашей прокачки и вербовки новых демонов. Происходят они прежним образом – начав переговоры с очередным отродьем необходимо выбрать верную опцию, после чего чудовище охотно присоединиться к отряду героя. Потом этого чудака можно будет соединить с кем-то другим с, слава богу, известным результатам – фишка по сплавлению демонов давно дала фирменной чертой серии.
Как и безумно крутая боевая система. Бои тут устроены очень занятно и на полное разжёвывание всех их основ можно потратить целый гайд. Если вкратце, то сражения здесь пошаговые, участие в них принимают до четырёх врагов, ваш герой и трое его подопечных демонов. Самое важное в SMT V – понимание уязвимостей противников к разного сорта магии и физическому урону, активное использование статусных дебаффов вроде сна и усилений для своих героев. Сюда же мы отнесём и правильную комбинацию нашей партии, и использование предметов, и соответствующий уровень и много чего ещё – система невероятно комплексна, увлекательна и требует внимательности.
Её проблема в первую очередь скрывается в реализации инициативы. Если вы подошли к врагу сзади, то первые атаки будут доступны вам. А вот оборотные ситуации часто заканчиваются тем, что вашу команду безапелляционно разваливают за один ход без какой-либо возможности сделать хоть что-то. Удар врага в прямом смысле может лишить хода ваше зверьё! Особенно это раздражает в битвах с боссами, длящимися по 15-20 минут, где любая ошибка может оказаться последней. Что, на самом деле, немного ошеломляет, ведь игра в сравнении с предшественниками стала менее напряжённой и более дружелюбной. Увы, всякую безумную бесчестную дичь кто-то из разработчиков по-видимому считает частью секретнего рецепта древней фанатской любви. Что ж, вам лучше знать.
Другая вечная проблема – гринд. На слияние нужной команды, набор жизненно важных предметов и вообще на прогрессию здесь будут тратиться безумные суммы местной валюты. А вот даваться она будет с переменным успехом, порой заставляя фармить всякую требуху, продавать тонны барахла и выполнять однотипные дополнительные задания до посинения. Хотите сберечь себе нервы? Выше сложности Normal лучше даже не соваться. Да и её новичкам и людям, ценящим своё время, рекомендовать не хочется. При этом структурно игра обманчиво похожа из-за открытого мира не на SMT, а на какой-нибудь Xenoblade Chronicles 2 – так игра частично потеряла свою фирменную идентичность, что тоже не является большим плюсом.
Не красота, но и не уродство
Новая структура и движок Unreal Engine 4 позволяет Shin Megami Tensei V выглядеть достаточно неплохо, но в основном всё здесь искупается скорее художественным стилем, чем технологиями. Местный мир интересен, монстры гротескны, а боевые анимации прекрасны, но мощности Nintendo Switch явно не хватает для чего-то, сопоставимого с уровнем переиздания Persona 5.
И это уже не говоря о горе программного брака, скучных и примитивных по дизайну локациях, которые умудряются всё равно ронять кадровую частоту даже в стационарном режиме. Возможно, Atlus стоило бы вернуться к прежнему формату, выбранному SMT IV. Зато саундтрек, по традиции, действительно прекрасен и подходит этому сюрреалистичному мрачноватому приключению очень хорошо. Если бы не он, изучать тёмное царство и выпиливать часами стаи монстров было бы в разы скучнее.
***
После почти двух десятков лет отсутствия на больших консолях, Shin Megami Tensei вернулся успешно, но не триумфально. Пятая часть скорее порадует, чем огорчит фанатов сериала, но технические проблемы, бесконечный архаизм многих элементов и яркое существование намного более интересной как стилистически, так и содержательно Persona 5 откровенно портит весьма яркий и увлекательный игровой опыт затхлым ароматом разочарования и ожидания большего. Ведь вместо развития, нового слова и блистательных открытий в сериале мы получили неплохой, но далеко не идеальный рывок вбок.