18 лет ожидания, возрождение через Kickstarter, скандал с фанатами и 4 переноса даты релиза – судьба Shenmue 3 сравнима с американскими гонками, состоящих из взлетов, падений и безумных переворотов. Ю Судзуки, наконец-то, смог найти возможности и поддержку, чтобы возродить великую сагу, которая чуть не похоронила в свое время SEGA.
Со времен оригинальных двух частей Shenmue игровая индустрия сделала множество шагов вперед в своем развитии, и многое в ней уже может показаться устаревшим. Поэтому, для триквела стоит достаточно тяжелая цель – порадовать фанатов, соответствовать современным стандартам и доказать, что франшиза заслужила дальнейшую жизнь.
И сага началась….
Действие Shenmue 3 стартует ровно на том же месте, где время остановилось в далеком 2001 – парень Ре и девушка Шенхуа, таинственная пещера и два артефакта в ней, намекающие на что-то масштабное, чем просто месть за убийство отца. Уделять внимание произошедшему не будем, для этого есть полноценный ролик в меню игры с надписью: «В прошлых сериях».
Но отметим сразу, эффект от него может не сработать, ведь оригинальная дилогия захватывала не только сюжетом, но и самим игровым процессом, проработкой мира, а это все банальный игрофильм передать не может. Так что, мы рекомендуем пройти оригинал или посмотреть несколько видео на YouTube от фанатов, у них все же больше получится передать те самые эмоции, которые нужны для понимания происходящего в триквеле.
Сама же история, происходящая в Shenmue 3 оказалась невоодушевляющей. Судзуки давно говорил, что рассказ придуманный им рассчитана на 4-5 игр, поэтому на триквеле сага не закончится. Мы, конечно, это знали и понимали, что в конце ждет очередной клиффхэнгер, но забегая вперед скажем он оказался слишком смазанным на фоне двух прошлых частей.
То ли великий геймдизайнер умышленно тянет рассказ, то ли ограниченный бюджет дает о себе знать, мы явно сказать не можем, но продолжение саги получилось скомканным. Все происходит на экране медленно, неспешно, а само повествование не слишком продвигается вперед. За двадцать с лишним часов, именно столько вы потратите на прохождение Shenmue 3, история не сильно сдвинулась вперед. А последние сцены вовсе умудряются вызывать различный спектр эмоций, от восторга до огорчения и даже недоумения.
Игру можно сравнить с «Пробуждением силы» Джей-Джей Абрамса, где взяты различные твисты прошлого и переделаны на современный лад, подобное есть в новой Shenmue. Первая половина игры явный ремейк оригинала, а вторая половина копирует сиквел. Возможно, Ю Судзуки исписался как автор, что печально или все его планы сохранены на четвертую часть саги, которую он уже планирует, а триквел оказался этаким бета-тестированием для прощупывания аудитории.
Проверка временем
Дилогия Shenmue вдохновила многих разработчиков в свое время на создание игр: Rockstar, Дэвид Кейдж, Tellate Games…Список студий и лиц, которые вдохновлялись творчеством Ю Судзуки при создании игры можно перечислять бесконечно. Оно не удивительно, ведь геймдизайнер создал две игры, опережающие свое время. Сейчас же многие понимают, что Shenmue 3 тяжело выдержать планку, ведь удивить современного геймера стало еще сложнее, если ты не Хидео Кодзима.
Судзуки решил не придумывать велосипед, а дальше работать над механиками прошлого, представив их в новом обновленном ключе, чтобы хоть как-то соблюдать современным трендам и знаете, у него частично это получилось. Многое в третьей «Шенму» уже кажется устаревшим или повседневным, но при этом игра порой удивляет в хорошем смысле слова.
Главный герой Ре теперь в прямом смысле слова может устать от любого действия. Шкала здоровья будет уменьшаться от активных действий персонажа, будь то бег или бой с противником. Данная особенность хорошо вписывается в общий игровой мир. Теперь нужно постоянно следить за тем, что делаешь. Здоровье здесь не восстанавливается само по себе, только при помощи сна или еды.
Сначала кажется, что обновленная механика выглядит как тягость, но она гармонично дополняет бои. Порой до битвы с боссом приходится расправляться с его лакеями, раньше мы не дорожили своей полоской HP и рвались в поединок, а теперь нужно балансировать между атакой и обороной. К слову, в Shenmue 3 появилась отдельная шкала для обороны, как в Souls-играх, так что Ре не может постоянно ставить блок и терпеть шквал ударов от плохих парней.
Взаимодействие с миром стало более разнообразным. Ре теперь может менять одежду, собирать различные предметы быта и флору деревни Байлу, чтобы в дальнейших из них крафтить новые предметы, нужные для выполнения дополнительных квестов или продажи. Деньги все также уходят в мини-игры, среди которых рыбалка, кости или гонка черепах. А если вам это кажется скучным, то можете попробовать собрать фигурки из различных торговых автоматов или пойти в игровые автоматы. Все это не менее весело, чем аналогичные развлечения в Yakuza.
Все же проблемы Shenmue 3 исходят из-за очень слабой подачи сюжета и общих косяков YS Net. Не подумайте, мир здесь шикарен и живет своей жизнью, с людьми приятно общаться, у каждого есть своя история. Домики, локации не похожи друг на друга, а картинка порой заставляет раскрыть рот и сказать – Вау! Но все затмевается умышленным принуждением чем-то заниматься.
Многие любили прошлые части Shenmue за простоту. Обе игры не вынуждали игрока заниматься чем-то конкретным, а ненавязчиво завлекали в своей мир для изучения и траты времени. Триквел, этим похвалиться не может, поэтому частенько нам напрямую говорят – что нужно делать, а это раздражает. К примеру, идите зарабатывайте 2000 юаней, чтобы купить напиток или тренируйтесь, иначе мастер не будет вас учить. В Shenmue 3 такое частенько происходит…
Раньше самому хотелось потратить время в игровых автоматах или просто улучшить свои боевые приемы, это не навязывалось повествованием. В это сильная проблема игры, она пытается заставить погрузиться в себя, даже тогда, когда этого не хочется. Порой пейзажи и окружающий мир побуждают отойти от сюжета, потратить часик другой в изучении местностей, занять себя чем-то, но такое происходит редко. Судзуки так сильно хотел угодить игрокам, что решился «заставлять» через сюжет изучать его детище, что не очень приятно, ведь Shenmue раньше была немного была о другом.
Отголоски прошлого
Со времён второй части прошло целых 18 лет, а для создания триквела Ю Судзуки привлекал старых знакомых и друзей, даже с нуля начал изучать движок Unreal Engine 4. В целом, Shenmue 3 не смогла избежать некоторых технических проблем, которые присущих именно начинающим или молодым разработчикам при работе с современными технологиями. Конечно, геймдизайнер и его команда достаточно опытны, но в совершенстве овладеть детищем Epic Games они с первого раза не смогли.
Основные претензии относятся к анимации лиц, легким зависаниям во время диалогов между персонажами и мелким фризам в роликах. Действительно, данные проблемы есть, от них не убежать или скрыться, но со временем к техническом недочетам привыкаешь. В Shenmue 3 нет запредельно реалистичной графики или переноса лиц с живых актеров, она больше мультяшна, что позволяет простить ужасные гримасы на лицах ИИ моделек, принимая их за этакую фишку.
В остальном претензий к игре нет, но вышеописанные проблемы все же могут оставить осадок на душе, если вы не сможете погрузиться в происходящее на экране с головой. Именно за счет детального продуманного окружения, постановки различных сцен и ярких красок проблемы уходят на второй план, а порой не замечаются. Ю Судзуки специалист в создании продуманного мира и реальной жизни внутри игры. Его детище - мастер боевых искусств, который эпично перенимает наше внимание, показывая свои плюсы и заставляя игнорировать некоторые недочеты.
***
Shenmue 3 нельзя назвать плохой или провальной игрой, она просто получилась особенной, не для всех. Ю Сузуки слишком сильно пытался угодить фанатам, что сказалось на качестве финального продукта. Если вы любите сагу, то по большой части получите неописуемое удовольствие от всего происходящего на экране, хотя горчинке тоже найдется место. Обычному же геймеру триквел Shenmue может попросту не зайти, показавшись старым, нудным и однообразным.