Вышедший двадцать один год назад Resident Evil 3 вполне аргументированно можно назвать самой спорной частью оригинальной серии – мнения о её качестве среди фанатского сообщества можно встретить самые разные, от крайне негативных до весьма положительных.
Складывается ощущение, что Capcom, решили сделать не ремейк классического ужастика, а вернуть нам 1999 год. Расклад получается настолько знакомый, что у многих начнутся настоящие вьетнамские флешбеки – и в плане воскрешения забытых ощущений RESIDENT EVIL 3 точно преуспел.
Пыльный альманах
Тогда у японцев, впрочем, были причины сделать Resident Evil 3: Nemesis именно таким, каким его увидел свет в 1999 году. Жизненный цикл PS1 подходил к концу и Capcom не хотели, чтобы фанаты ждали следующую игру слишком долго. В результате основные креативные силы студии оказались задействованы в производствах Resident Evil: Code Veronica и будущего Resident Evil 4, а Resident Evil 3 скромными силами вырос из вчерашнего спин-оффа про экшен и побег героев из заражённого Раккун-сити.
Тогда, двадцать лет назад, Resident Evil 3 нагло использовал множество элементов своей предшественницы, её движок, интерфейс, предметы и даже целые куски локаций, отступаясь от нелинейной структуры в пользу экшена. Впрочем, он всё ещё оставался Resident Evil – никуда не делись менеджмент ресурсов, исследование окружения, загадки, бектрекинг, а на смену Путь А и Б пришли развилки.
Концентрат
Capcom видимо посчитали, что в Resident Evil 3 образца 1999 года было слишком много ненужных рудиментов и при создании ремейка с особой жестокостью начали подрезать и перекраивать буквально всё, что по их мнению было лишним.
Начинают они прямиком с сюжета. Естественно, это по-прежнему история о том, как оперативник подразделения S.T.A.R.S Джилл Валентайн и наёмник корпорации Umbrella Карлос Оливейра сбегают из заражённого Раккун-Сити до его уничтожения правительством США. Но в отличие от степенно зачинающего оригинала, тон повествованию сразу задаётся первой же сценой, в которой Джилл начинает преследовать Немезида – генетически модифицированный Тиран, посланный для уничтожения оставшихся членов S.T.A.R.S. Из напряжённого, пусть и динамичного экшен-триллера, авторы однозначно решили сделать постановочный боевик, с бабахами, роскошными кат-сценами и связной структурой. Получилось неплохо, но как-то… обезжиренно.
Если помните, классические Resident Evil, в том числе и ремейк второй части, всегда включали жёсткий менеджмент инвентаря, в который приходилось впихивать многочисленные элементы решения задач. «Чёрт, я опять не взял этот разводной ключ!», - говорил игрок, отправляясь назад до спасительной комнаты с нужным предметом, сложенным в сундук. Каждый зомби был настоящим препятствием, каждый патрон был на счету, поэтому приходилось внимательно изучать все закоулки.
В Resident Evil 3 этого нет. Джилл несётся по безупречно детализированным улицам Раккун-Сити, отстреливая десятки зомби, решает примитивные паззлы с минимум комбинаторики и не возвращается назад, потому что в этом почти нет необходимости. И если поначалу у нас создаётся хоть какая-то иллюзия свободы, то потом порой бедолагу загоняют в совсем уж линейные коридоры канализаций и лабораторий. И хотя за расширенные эпизоды в больнице и очередное возвращение в полицейский участок хочется сказать авторам спасибо, становится немного обидно, что кроме ярких паззлов и лёгкой вариативности жертвами предельной концентрации экшена стали ещё и некоторые локации оригинала вроде часовой башни и кладбища.
Звёздочка моя
Зато Немезида, как и двадцать лет назад, способен если и не напугать до чёртиков, то создать гнетущее ощущение неуюта и преследования. В отличие от действующего на нервы Тирана, новое творение корпорации Umbrella появляется строго по нуждам сюжета и радует роскошно поставленными, хоть и заскриптованными взаимодействиями с главной героиней.
Тиран 2.0 не стесняется пользоваться тяжёлым вооружением, улучшать обыкновенных зомби и тянуться к нашей Джилл тошными щупальцами. По части репрезентации у Capcom в этом смысле всё более чем в порядке – каждая (ну ок, почти) встреча с Немезидой – это отлично поставленная экшен-сцена, которая порождает бурю адреналина.
Именно на этом и держится весь Resident Evil 3. Добавив увороты, срезав до минимума исследование, загадки и бектрекинг, авторы сделали ставку на постановку, динамику, быструю смену ощущений и цельность, которые достигаются за счёт современных технологий. Одно дело, когда улица заражённого вирусом города представляет собой с десяток псевдотрёхмерных экранов и совершенно другое, когда ты сам можешь пройти её от самого начала до конца, чтобы потом из стены на тебя вышел шикарно детализированный широкоплечий мутант, протяжно повторяющий: «STAAARS!»
***
RESIDENT EVIL 3 порождает философский спор о том, нужно ли ремейку повторять всю суть оригинала или проводить работу над его ошибками – авторы не до конца определились с ответами на этот вопрос, а потому игра местами неловко зависла в промежуточном состоянии между адаптацией игры двадцатилетней давности под современные реалии и верной корням номерной частью серии. Тем не менее, это зрелищный, динамичный и очень яркий боевик с элементами выживания и хоррора, который основную часть аудитории не должен разочаровать.
P.S. Вместо традиционного для серии режима Mercenaries на этот раз на привезли ассиметричный мультиплеер Resistance, где один игрок берёт на себя роль эдакого Dungeon Master’a и преследует выживших при помощи подручных, которых можно брать и под личный контроль. Приятный бесплатный довесок, который всё ещё не очень оправдывает полный ценник достаточно короткой игры и предсказуемо не пользуется большой популярностью.