Важность оригинального Resident Evil 2 для сериала, жанра да и игровой индустрии в целом невозможно недооценить. Вышедшая в 1998 году на первой Playstation игра была тем самым идеальным сиквелом – добавив кинематографического повествования, новых интересных героев, динамику и экшен, она не забыла о своих survival/horror основах, которые принесли славу и почёт оригинальному Resident Evil.
После дотошных и красивых, но чересчур буквальных ремейков первой и нулевой части, которые вполне пришлись по вкусу публике, Capcom вполне могли бы применить такой же осторожный принцип и к переизданию Resident Evil 2 – и даже у подобного подхода наверняка нашлось бы много поклонников. Чего уж говорить – даже у безумно ленивого ремастера первой Onimusha от всё тех же Capcom появились почитатели. Но на этот раз японцы пошли намного дальше – и смогли создать современный, безумно красивый и увлекательный ужастик, который в душе остался всё той же любимой игрой детства. Как у них это получилось? Давайте разбираться.
Молодо-зелено
Естественно, что Capcom не стали менять столпов, на которых когда-то был построен оригинальный Resident Evil 2, и ремейк бережно хранит ДНК оригинальной игры как эталон и основу, не занимаясь адаптациями и переосмыслениями. Два героя: прибывающий на службу полицейский-новичок Леон Скотт Кеннеди и студентка колледжа Клэр Редфилд приехавшая в поисках своего брата Криса, оказываются вместе в среднезападном американском городе Раккун-сити в самый разгар зомби-апокалипсиса. Их главным убежищем и полем боя с ожившими мертвецами оказывается огромный полицейский участок, который сам пал в неравной борьбе с жертвами G-вируса. Дальше всё, как завещал оригинал – менеджмент ограниченных ресурсов, маленькая девочка Шерри и загадочная Ада Вонг, паззлы, тайная лаборатория, обколотый модифицированным вирусом непобедимый учёный Биркин, путь А и путь Б и даже оперативник Ханк с тофу – ностальгическое сердце будет учащённо биться на протяжении всего прохождения, а улыбка замирать возгласом: «О, да я же помню вот это!» на устах.
При этом то, как изящно, бережно и с бесконечной любовью к первоисточнику разработчики заигрывают с ожиданиями преданных фанатов, достойно продолжительных аплодисментов. Бедолаге Марвину выделили заметно больше экранного времени, оружейный магазин переместили из начала в середину игры, превратив короткую встречу с его владельцем в маленькую трогательную историю, а из неловких интеракций Леона и Ады наконец-то кристаллизовалась основа их долгих и сложных отношений. Capcom, будто остро отточенным скальпелем, подрезала всё лишнее и нелепое, добавила мелких деталей и освежила старое полотно свежими и на удивление уместными красками.
Не ходи за мной
Но фансервисом и аккуратными реверансами в адрес старых поклонников авторы ремейка не ограничились, сделав на основе старого доброго Resident Evil 2 абсолютно современный, удобный и красивый блокбастер, который умудряется пугать и действовать на нервы, но никогда не скатываться во фрустрирующий олдскул.
Классическая перспектива с фиксированной камерой сменилась на традиционный для экшенов от третьего лица вид от плеча главного героя, а разделённый на отдельные локации загрузочными дверями мир стал бесшовным и цельным. Благодаря этому исследовать окружение, решать загадки и бороться с врагами стало намного комфортнее.
Оставаясь по духу традиционным survival/horror, требующим смекалки, простейших навыков комбинаторики и менеджмента ресурсов, Resident Evil 2 предельно дружелюбен к современному игроку. Информативная карта ненавязчиво отметит расположение всех встреченных по дороге интересностей, а заодно и подскажет цветом, какие комнаты стоит изучить внимательнее. Старается RE2 и понапрасну не захламлять инвентарь героя – все ставшие бесполезным мусором предметы она выделяет галочкой.
Убрав необходимость бороться с главными врагами большинства игр жанра – бесконечными условностями, интерфейсом и кривизной, Capcom дала возможность полностью сконцентрироваться на выживании и исследовании, ничуть не облегчив, а местами даже усложнив существование Леона и Клэр по сравнению с оригиналом.
Не стоит обманываться внешней медлительностью и глупостью здешних зомби – они с неожиданной сноровкой легко могут схватить за пятку или шею пробегающего мимо героя. Избавиться от цепких объятий жмура с минимальными потерями можно только лишь засунув тому в пасть гранату или воткнув в шею нож, который мало того, что застревает в наглой тушке до её упокоения, так ещё и имеет свойство терять прочность.
Залихватски разобраться со всеми встреченными врагами тоже не получится – местные ходячие мертвецы с лёгкостью ломают стереотипы о выстрелах в голову, которые по всем законам жанра должны отправлять бедолаг обратно на тот свет. Зомбецы порой легко выдерживают по четыре-пять попаданий в черепушку, так что бывает намного выгоднее отстреливать врагам ноги, лишая их и не без того ограниченной подвижности или даже руки – чтобы те своими мерзкими культяпками не ломились в двери.
Апофеозом напряженного противостояния с порождениями экспериментов корпорации «Амбрелла» является Тиран, он же «Мистер Икс». Двухметровый дядя в плаще и стильной шляпе гарантированно будет сниться вам в кошмарах – он неустанно целенаправленно бродит по всем коридорам за главными героями, внушая панический ужас своей холодной решимостью и неуязвимостью. И даже если белолицего монстра не будет в радиусе прямой видимости, он всегда будет напоминать о своём присутствии громкими шагами, разносящимися эхом по длинным коридорам.
Светомузыка
В этом смысле Resident Evil 2 ювелирно выполняет главную возложенную на него задачу – даже в минуты относительного спокойствия игрок всегда находится в томительном ожидании чего-то нехорошего, а окружение всеми силами нагнетает депрессивную атмосферу.
Достигается это, во многом, путём феноменальной работы Capcom с картинкой и звуком, которые превосходят даже увиденное в Resident Evil 7. Объёмные пугающие тени пляшут по коридорам, промозглый ветер свистит в разбитых окнах, а анатомически разбираемые зомби отвратительно стонут и мычат, шлёпая вслед за героями, которых самому хочется уберечь от всех невзгод – настолько они получились привлекательными и человечными.
После всего пережитого и увиденного, к Resident Evil 2 трудно предъявить хотя бы одну мало-мальски значимую претензию – это безупречный образец того, как надо обращаться с классикой, не забывая о текущих реалиях.
***
Resident Evil 2 смог совершить, казалось бы, невозможное – оставшись верным первоисточнику ремейком, услаждающим душу любого фаната серии, он получился абсолютно современным, актуальным, самостоятельным и невероятно качественным ужастиком, который смогут оценить даже те, кто никогда прежде не имел чести встречаться с Леоном С. Кеннеди и Клэр Редфилд.