Автосимулятор британской компании Codemasters Race Driver: Grid появился в 2008-ом году в результате слияния в одну пробирку двух элементов: серии ToCA: Race Driver и Colin McRae: DiRT, про которые как минимум слышал каждый уважающий себя любитель виртуальных гонок. Собрав вместе все достоинства упомянутых проектов, талантливые англичане создали абсолютно непохожую на другие в жанре игру, которая в на момент выхода подняла и крепко утвердила новую планку качества графики и продемонстрировала, что хорошей автоаркаде не обязательно нужны приглашённые фотомодели и тюнинг каждого квадратного сантиметра автомобиля.
К сожалению, Race Driver: Grid нельзя присвоить гордый титул полноценного автосимултора, хотя несомненно игра изо всех сил старается на него походить. Сколько бы вылизанной и сбалансированной она не была, подводит физическая модель. Нет, система повреждений и поведение машин на трассе сделано по высшему классу, только вот все автомобили ощущаются на дороге одинаково. Чтобы держаться в пределах трассы и успешно завершать заезды достаточно привыкнуть к особенностям и "повадкам", скажем, Ford Mustang, а затем пересев на более лёгкую и проворную Mazda RX-7, нужно помнить только, что она быстрее выйдет из поворота и её проще пустить в занос. Но, в общем, постоянно имеет место ощущение, будто мы всегда за рулём одного и того же авто, на шасси которого крепят каждый раз новый корпус.
В остальном же, к Grid’у придраться не за что. Движок игры рисует детализированные модели спорткаров, дым из под колёс которых, а также отражения в окнах и начищенных до блеска хромированных деталях выглядят изумительно. При этом игра будет плавно идти даже на компьютерах со средними конфигурациями; с этим проблем у Codemasters не было никогда. Единственное что может "просадить" FPS - это обилие сбившихся в кучу и шлифующих асфальт автомобилей на каком-то особенно узком или изощрённом повороте. Есть ещё одно небольшое нарекание к картинке: серость или даже некая желтизна, дающая эффект игры на старом телевизоре с севшим кинескопом. Задумывалось ли так изначально разработчиками, либо просто сам движок не способен рисовать яркую картинку, так и не выяснилось. Благо, народные умельцы быстро склепали фикс, который добавлял контрастности и расширял спектр цветов. Эта проблема, кстати, преследует до сих пор большинство проектов британской компании, не исключая игры серии Operation Flashpoint. Но не смотря на это, графике игры позавидуют даже многие современные игры. Даже необязательные «задники» прорисованы с вызывающей уважение тщательностью. На игру света и тени бывает невольно засматриваешься, что приводит к соскребанию болида с ближайшего отбойника.
Физика в Race Driver: Grid также не вызывает нарекания. Система повреждений рассчитана очень точно: повредить можно не только кузов (детали гнутся и отваливаются очень правдоподобно!), а и шасси, ходовую часть, двигатель и трансмиссию. Само собой, наиболее уязвимой частью автомобиля являются колёса. Пара неудачных ударов о заграждения или бордюр, и машину начинает "водить" либо заносить в ту сторону, по направлению в какую колесо заклинило. Если повреждён двигатель - неизбежен перегрев и потеря скорости, поломка трансмиссии чревата задержкой при переключении скоростей и, опять же, потерей драгоценных секунд. Повреждённые компоненты машины указаны в виде соответствующих пиктограмм возле спидометра.
Очень досадно, когда на первом круге, а то и на первом повороте случается повредить колесо и тем самым сократить свои шансы победить до нуля. Во избежание подобных неудач разработчиками реализована в игре система флешбеков. Она позволяет "отмотать" время назад и продолжить заезд с выгодной вам точки, в случае ошибки или технического схода. Диапазон - всего пара минут, а количество этих флешбеков регулируется уровнем сложности. Само собой, на "эксперте" воспользоваться такой хитрой помощью будет невозможно. После выхода в случае ошибки или технического схода эта фича стала неотъемлемой частью всех последующих автоаркад компании - Colin Mc’Rae DiRT 2 и DiRT 3.
Ни слова ещё не было сказано о развитии карьеры в игре. В самом начале, когда нас знакомят с основами и правилами, на выбор представлено несколько "щадящих" заездов с простыми условиями победы, то есть, например, достаточно прийти в тройке лидеров, чтобы завершить ивент. И так - пока не наберётся достаточно налички для покупки первой машины. Далее открывается основной режим GRID World, в котором сетка заездов разделена на три группы - США, Европа и Япония. Для американского блока характерны битвы на мускул-карах, дерби и разъезды по столичным трассам, Европа представлена различными элитными чемпионатами, такими как BMC Formula 100 и Dunlop SPA Challenge ну а в стране восходящего солнца присутствуют неизбежный дрифт, горные дуэли (привет, Need for Speed: Carbon), а также уличные гонки. За победу выдаются деньги, которые кроме как на новые авто потратить не на что и опыт, нужный для разблокировки новых заездов. Если будете завершать чемпионаты не на подиуме, то вполне вероятно, что придётся переигрывать некоторые заезды по нескольку раз, чтобы накопить достаточное количество очков. В конце карьеры предусмотрены три (на каждый регион) масштабных суперфинала, которые потребуют у вас железной выдержки и мастерства, так как победы даются в Race Driver: Grid очень не просто. Морально приготовьтесь к тому, что первым вы начнёте приходить к финишу далеко не сначала игры. Для начала нужно будет подробно изучить перипетии различных трасс и наперёд знать все приёмы противников, которые не брезгуют идти на контакт и могут столкнуть зазевавшегося игрока с трассы, а нагнать виртуальных гонщиков после этого ох как трудно (написанное выше не актуально, как вы понимаете, для уровня сложности "новичёк").
Победы - практически единственное, что от вас требуется в игре. Все остальные проблемы решает ваш виртуальный менеджер. Периодически только придётся заглядывать в гараж, чтобы выбрать спонсора или сменить напарника. Да, после того, как вы завоюете кое-какую славу, себе в команду можно будет взять одного AI-гонщика, который на трассе будет сражаться под вашим гербом (а мы и правда должны придумать своей команде имя и индивидуальный раскрас автомобиля). Не ждите от помощника больших подвигов, он на трассе только для того, чтобы вы чувствовали себя не так одиноко. Упомянутые спонсоры, это те или иные знаменитые компании (как например AMD, Brembo, LEM), ставящие вашей команде определённые условия завершения гонки и как результат – отчисляющие вам определённую денежную сумму. Обязательное условие - нанести логотип компании на кузов машины.
Было бы нечестно не упомянуть мультиплеер, который также был хорошо сбалансирован, мог похвастаться прекрасно подобранным списком заездов и интересной системой повышения ранга вашего виртуального гонщика, но совсем недавно Codemasters отключили все сервера по причине возраста игры. А жаль, Race Driver: Grid до самого последнего дня собирала в онлайне большое количество преданных фанатов.
***
Race Driver: Grid – уникальный в жанре автоаркад проект, способный удовлетворить как запросы казуальных игроков, так и хардкорных. Насытиться реализмом и оторваться от прохождения порой бывает очень тяжело, даже имея под рукой такие игры как Need for Speed: Hot Pursuit, Test Drive Unlimited 2 и Forza Motorsport 4. Детищу Codemasters характерен особый шарм, и если вы по каким-то причинам не смогли или не захотели попробовать поиграть в Race Driver Grid три года назад, то советуем сделать это как можно скорее. Благо игру теперь можно приобрести в сервисе Steam по очень демократичной цене.