Square Enix, кажется, нашла золотую жилу, обнаружив острую ностальгию игроков по старорежимным jRPG времён SNES и первой Playstation. Bravely Default, I am Setsuna и Lost Sphear доказали, что даже не хватающие звёзд с неба, весьма бюджетные и как будто собранные из заезженных штампов и старых черновиков игры публика воспринимает на ура, да и критики относятся к подобной эксплуатации старых идей скорее благосклонно.
Правда, в случае с Octopath Traveler спрос был немного другой, чем требования к работам свежесобранной студии Tokyo RPG Factory или Bravely Default/Second с Nintendo 3DS. Игра должна была стать первым эксклюзивом Nintendo Switch от Square Enix, а её активно продвигали как идейного наследника Final Fantasy VI, сочетающего в себе в равной степени инновации и традиции. Итоговый результат оказался лучше той же Lost Sphear или ремейка Secret of Mana, но назвать Octopath Traveler шедевром или вехой сможет только лишь самый снисходительный поклонник жанра.
Как в старые и добрые
Кое-что у Octopath Traveler правда получилось действительно очень хорошо. Например, удивительный визуальный стиль, который одновременно совмещает прекрасный старорежимный стильный пиксельарт, спрайты и совершенно роскошные фоны с изумительным освещением и мягкой анимацией. Если вы помните, как под пленительный саундтрек Нобуо Уэмацу шли роботы в интро Final Fantasy VI то спешим обрадовать – отдалённо Octopath Traveler производит подобное впечатление. Здешний мир ощущается как живой, наполненный и настоящий, а не как декоративный набор полянок для гринда и продажи предметов, чем грешат многие jRPG.
Второе несомненное достижение Octopath Traveler – его боевая система, которая одновременно сочетает классические пошаговые сражения, интересные фишки из дилогии Bravely и свои собственные наработки. Основная идея здешних сражений заключается в исследовании вражеских уязвимостей. У каждого противника есть условные «щиты», которые можно и нужно пробивать определёнными атаками. Подбитый враг выбывает из сражения на несколько ходов и открывается для нескольких атак. Прямо как в родственнице, Bravely Default, можно накопить лишнее очко буста и потратить его на усиление какого-нибудь заклинания или на серию атак.
Учитывая то, что в вашей команде собирается множество самых разных героев с разными способностями, враги с лёгкостью даже в рамках одного типа могут поменять уязвимости, а в конце каждого мало-мальски важного игрового этапа ждёт жирный и наглый босс, бои в Octopath Traveler по-настоящему увлекают, как минимум первую половину игры постоянно подбрасывая новые интересные детали.
Восемь рыл, а ты один
Этого же, к несчастью, нельзя сказать о святая святых любой японской RPG – сюжете. Вместо одного роскошного, полно интриг и удивительных поворотов эпического полотна, нам предлагается восемь бессвязных историй о разных героях. Происходит это следующим образом – вы выбираете одного из персонажей, который становится вашим протагонистом, после чего собираете остальную лихую компанию по лесам и полям. Каждое рекрутирование – отдельная глава, посвящённая судьбе вашего будущего подопечного. Дальнейшее развитие сценария также намертво привинчено к собираемой толпе.
Порождает этот принцип две больших проблемы. Первая, конечно же, повествовательная – никаких взаимодействий между подопечными и полноценной общей канвы приключений нет и в помине. Отдельные истории и сами герои хороши, диалоги написаны отлично, но ощущение искусственности и отчуждённости почувствуют даже те, кому до лампочки все эти проблемы внутрипартийного общения и обмена мнениями. Вторая проблема – чисто геймплейная. Подобрав себе группу из четырёх героев по вкусу, вы оставляете прокачку оставшихся за бортом. Убрали в дальний ящик какого-то парня, но хотите узнать его историю? Доставайте и качайтесь.
Самое же обидное в том, что структурно Octopath Traveler устроен как махровая прямолинейная jRPG со звериной жестокостью. Вы рано пришли к боссу, опоздав к нему уровня эдак на три прокачки? Дуйте в соседний лесок, тренироваться на жабках. Сюжет игры решил, что наступила следующая глава? Цены на предметы в магазине возрастут в геометрической прогрессии, равно как и количество хитпоинтов и защита врагов. Ну и делать в 2018 году игры без Easy-мода, возможности на ходу поменять партию и отключить random encounter’ы – просто моветон. Спасибо, что здесь хоть есть быстрое перемещение и точки сохранения на входе в подземелья.
***
Octopath Traveler способен зацепить своим уникальным визуальным стилем, роскошным саундтреком, приятными героями и увлекательными оригинальными боями, но в равной степени легко может довести до белого каления гриндом, неудачно выбранным форматом повествования. Если вы ищете портативной качественной RPG, то вот она, буквально рядом. Если же вы грезите о наследнике FF6 или мечтаете приобщиться к жанру посредством Nintendo Switch – о покупке лучше подумать как минимум до периода рождественских скидок.