Оригинальный Outlast, вышедший в 2013 году, стал глотком свежего воздуха в смрадном и застойном жанре ужастиков, породив целый поток подражателей и клонов всех мастей. Идеи, заложенные в дебютном проекте канадской студии Red Barrels, оказались настолько влиятельными, что даже два столпа хорроров, Silent Hill и Resident Evil пошли по пути прямых заимствований тех механик, что открыл Outlast.
Неудивительно, что Outlast 2 многие ждали и надеялись, что продолжение получится интереснее, оригинальнее и разнообразнее оригинала. В чём-то эти надежды оправдались, но по большей части хочется назвать вторую часть Outlast досадным разочарованием, которое скорее вызывает гнев, фрустрацию и смех, нежели ужас, погружение в атмосферу и интерес.
Профессия – репортёр
История Outlast 2 разворачивается вокруг расследования семейной пары журналистов Лангерманн, Блейка и Линн, которые отправляются узнать подробности убийства беременной девушки в какую-то сельскую глушь. Вертолёт, как принято по законам жанра, падает, наш главный герой приходит в себя один на месте крушения и быстро оказывается втянутым в противостояние двух общин – последователей проповедника Салливана Нота и жутких сатанистов-отступников, живущих в местных шахтах. И фанатики, и еретики охотятся за женой протагониста, поэтому ему ничего не остаётся делать, как стараться найти её и спасти, попутно не забывая о своём журналистском призвании.
Сценарий, в целом, можно назвать неплохим. Здесь есть и интересная подноготная у каждой из противоборствующих сторон, и колоритные злодеи, и интересные постановочные сцены. Да и запрятанная от людских глаз деревушка, живущая по своим собственным законам, с непременными кукурузными полями и амбарами первое время кажется местом гораздо более колоритным, чем психиатрическая больница, состоящая из одних голых коридоров. За проработанность обстановки разработчикам даже прощаешь смазанный повисший финал, который нам, судя по всему, будут раскрывать в DLC.
Red Barrels действительно постарались создать натуралистично-омерзительную и очень детализированную обстановку сельского ужаса, сопровождаемого религиозной атрибутикой – и им это удалось на славу. Искалеченные трупы, клетки, жуткие подвалы, храмы и святилища, распятия, орудия пыток, противные реднеки – постоянно ловишь себя на мысли о том, что пытаешься рассмотреть всё в подробностях, несмотря на постоянную угрозу для протагониста.
К сожалению, ровно на визуальной и стилистической прелести игры однозначные её плюсы заканчиваются, а за ними следует глухое раздражение и скука.
Беги, Блейк, беги
Как и принято в Outlast, главный герой полностью беззащитен и ничего не умеет – только красться, снимать происходящее на камеру, бежать и прятаться. Причём последнее, особенно на высоких уровнях сложности делать практически бесполезно – несмотря на изобилие бочек, шкафов и узких щелей, где можно укрыться, враги почти гарантированно вас находят в считанные минуты.
Чаще всего единственно верным способом избежать смерти является бег. Иногда адреналиновые погони приятно будоражат кровь, но чаще всего вызывают неприязнь - внешне большие локации на деле линейны и не оставляют никакого простора для манёвров. Если враг патрулирует единственный проход из локации, поневоле ты либо умираешь, либо успеваешь заприметить укрытие и… всё равно умираешь, потому что механика скрытности здесь сломана – складывается ощущение, как будто игра сама нарочно сообщает противникам, в какой бочке сейчас нервно стучит зубами наш подопечный.
Апофеозом этого издевательства является периодическое появление двухметровой мадам, вооружённой огромной киркой-распятием. Она, постоянно бормоча бред, неотступно следует за героем и ловит его в самый неудобный момент, активируя длинную кат-сцену с жестокой расправой над бедным протагонистом. Первые несколько раз она действительно пугает своим внезапным появлением из тумана и жестоким гамовером, но все последующие ваши смерти в тщетных попытках миновать эту сволочь вызывают тошнотворное ощущение безысходности и злобы. В такие моменты задумываешься, а почему, собственно говоря, герой не может схватить какое-нибудь полено или вилы и зарядить в лицо этой скотине? Белы журналистские рученьки, когда дело касается жизни и смерти, вполне могли бы взять что-нибудь потяжелее видеокамеры, благо всякого сельхоз инвентаря вокруг навалом. Но нет – фишка серии из интересной особенности разом превратилась в Outlast 2 в идиотическую игровую условность.
Естественно, что всё ощущение страха и погружение в атмосферу в такие моменты идёт лесом, а напряжение вызывает не сам факт того, что герой беззащитен и может умереть, а что из-за этого придётся в двадцать пятый раз пробегать по деревне в надежде, что вас никто не заметит. После Resident Evil 7, где даже с оружием в руках ты чувствовал себя не очень уютно, Outlast 2 не выдерживает никакой критики.
***
Ужасный в плохом смысле слова хоррор, который вместо страха чаще вызывает недоумение, фрустрацию и скуку. Интригующий сюжет и блестящий визуальный стиль не спасают от обидного разочарования, которая станет спутником большинства игроков в Outlast II.