Я давно уже сформировал свой личный рейтинг хорроров, которые так или иначе оставили яркий след в моей памяти. До недавнего времени возглавлял его Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth по мотивам произведения непревзойденного автора мистических произведений Говарда Лавкрафта. Затем в фавориты выбилась Амнезия: Призрак прошлого от Frictional Games, и вот, наконец, вышла игра, которая сумела снова пошатнуть не только лидерские позиции моего чарта, но и весь жанр в целом.
Outlast еще до своего релиза приковал внимание многих любителей пощекотать свои нервы. Работала над ним молодая, но опытная студия Red Barrels, под лоном которой собрались ветераны игровой индустрии, выходцы из Naughty Dog, Ubisoft и EA, те, кто работал над такими сериями, как Assassin's Creed, Thief, Prince of Persia, Splinter Cell и многими другими. Сомнению подвергалось лишь то, что в этом очень впечатляющем списке не было ни одного хоррора. Однако результат поистине превысил все возможные ожидания.
Outlast ставит игрока на место Майлза Апшера - журналиста который получил сведения от анонимного лица о том, что в психиатрической лечебнице «Маунт-Мэссив» происходит что-то очень противоправное. Майлз не раздумывая хватает все свое оборудование в виде портативной камеры и отправляется в самые дебри штата Колорадо. Эта камера является одной из главных фишек игры и главного героя. Оснащенная режимом ночной съемки, именно она поможет Майлзу выживать в очень темной и пугающей обстановке. Проделано это очень неплохо и добавляет еще больше атмосферности, которая итак зашкаливает. Мне это напомнило испанский фильм ужасов «Репортаж», стилизованный под документальную съемку «дрожащей» камерой. Та же цветовая палитра, те же эффекты. Когда ты вглядываешься в экран и видишь пару светящихся глаз, которые останавливаются на тебе, то становится действительно жутко. И это ощущение смогли создать как создатели киноленты, так и разработчики игры.
Как только Майлз попадает внутрь «Маунт-Мэссив», так сразу попадает в такую жутчайшую обстановку, что пером описать очень сложно. Весь интерьер забрызган кровью, везде разбросаны трупы, человеческие конечности, органы, что-то начало подгнивать, что-то наполовину съедено, что-то еще шевелится. Все это кажется настолько реалистичным, что аж берут всяческие подозрения насчет ребят из Red Barrels. Вскоре главный герой встречает обитателей этого адского дурдома, причем сложно сказать – кто страшней, пациенты клиники, или те, кто должен был им помогать и лечить. Так что, в первые минут 20-30 вы полностью осознаете, что вас ждет впереди и хватит ли у вас сил одолеть Outlast.
Сюжет в Outlast очень странная вещь. Он есть, он неплох, пару раз даже будут неожиданные «повороты», а концовка и вовсе на пятерочку. Однако он не такой большой и, чувствуется, что не на него делали упор, а на окружение и на атмосферу. Это, в общем, не так плохо, и ругать за это не стоит никого, но добавление более глубокой истории пошло бы явно на пользу.
Сам игровой процесс в Outlast напоминает стелс игры. Мы, то есть Майлз, человек очень неравнодушный к оружию, непреодолимый пацифист, и в руках кроме своей камеры, держать ничего не умеет. Поэтому все свое время нам придется либо бежать, либо прятаться. Хорошо, что батарейки подбирать не брезгует, видно темноты он боится больше всего остального. Кстати, батареек в игре напихано очень много, так что с этим проблем возникнуть не должно. Но мне просто интересно, откуда их столько может взяться? Ладно, может быть рядом есть завод по их производству, других объяснений найти не могу. Куда логичнее было вообще обойтись без них, все таки камеры держат заряд довольно приличное количество времени, а не несколько десятков минут. Столько разговоров ведется о реализме, а такие банальные мелочи, созданные искусственным путем, поправить не могут.
По большей своей части, Outlast поддерживает в игроке страх и интерес к происходящему на протяжении всей игры, но в середине заметно проседает. Может быть, это связано с тем, что враги начинают приедаться, приходит некоторое однообразие, однако в один момент перед игроком открываются новые знания и новые области больницы, и снова как в начале ты с чувством скорого испуга отправляешься вперёд навстречу неизведанному.
***
Любой, кто хочет и очень желает испугаться, обязательно должен попробовать Outlast. Не стоит пытаться сравнивать его и Амнезию, поскольку это абсолютно разный игровой опыт. Они отличаются и механикой, и антуражем. Red Barrels отлично подобрали звуковое сопровождение, создали впечатляющую картинку, выжав последние соки из Unreal Engine 3, и уже сейчас можно сказать, что это, пожалуй, самый лучший хоррор этого года, и, вполне вероятно, самое страшное, во что вы можете поиграть на данный момент.