Создавая Metro: Last Light киевляне из 4A Games пошли путём наименьшего сопротивления: исправили недочёты и довели игровую механику до современных стандартов. Без изъянов, само собой, всё равно не обошлось, но говоря о огрехах разработчиков нужно непременно учитывать тот факт, что бюджет игры не соответствовал её масштабам и запросам, которые ставил перед студией издатель[1]. А об условиях работы – и вовсе лучше промолчать. Но смотрите-ка как всё обернулось: не прошло и пару дней с того момента, как диски с игрой отгрузили в магазины, как Metro: Last Light уже возглавила чарты продаж по всему миру.
Главный герой повести – всё тот же безмолвный Артём, который в финале Metro 2033 уничтожил логово Чёрных в Ботаническом Саду. Как оказалось, делать этого не стоило. Принятые по уничтожению недруга меры разожгли новую гражданскую войну, грозящую жителям подземки тотальным истреблением. Кроме того, один представитель Чёрных выжил и руководство Спарты принимает решение отрядить Артёма расправиться с ним. Только вот беда: Артёма и Чёрных связывает что-то; в своих воспоминаниях парень то и дело видит, как представитель этой непонятно из кого мутировавшей расы спасает его от городских мутантов. А что, если Чёрные и вовсе не питают зла к людям? Это Артёму и придётся выяснить, только для начала нужно сбежать из плена Красных, затем пережить встречу с Четвёртым Рейхом и ещё Бог знает с чем. В Metro: Last Light разработчики активнее стали чередовать подземные локации с надземными, но оригинальных и запоминающихся уровней заметно поубавилось. На этот раз 4A Games сделали акцент на динамичный игровой процесс, а не на методичное исследование станций. Но страшно всё равно бывает и очень даже часто.
Работа над ошибками состояла в следующем: во-первых, 4A Games существенно поправили искусственный интеллект противников, во-вторых, улучшили и разнообразили боевую систему. Metro: Last Light теперь проходится двумя способами – скрытным и стандартным run’n’gun’ом. Артём научился вести бой из тени подземного мира, не давая себя обнаружить. Появилась возможность оглушить или ликвидировать врага из-за спины, а также – взаимодействовать с элементами окружения, заставляя их работать «на себя». Тушим керосиновые лампы, гасим костры, выкручиваем лампочки, а потом, по одному, избавляемся от всех врагов в секторе. В меню также появились метательные ножи. Шкалу присутствия разработчики добавлять не стали: враги либо видят нас, либо нет. При этом, если нас заметил один NPC, то в боевую готовность приводится вся группа в секторе. Тем не менее, вражеские солдаты могут в упор пройти мимо вас или мимо поверженного вами противника и не поднять тревогу. Но эта проблема преследует многие стелс-системы и в западных проектах. Что касается стрельбы, то в Metro: Last Light нас уже не преследует ощущение того, будто мы стреляем резиновыми пулями по учебным манекенам. Чётко чувствуется отдача, а враги корчатся и дергаются от попаданий практически натурально. То же самое касается и монстров: можно отбросить иную тварь метким выстрелом или сбить её с ног.
Графический движок 4A Games продолжает будоражить наше воображение в Metro: Last Light и очень чётко подчёркивает атмосферу игры. Разрушенная ядерной войной Москва выглядит одновременно пугающе и величественно. Кажется можно буквально дотронуться до того, что осталось от города и его подземного мира, насколько качественно и детализировано нарисовано окружение. Но физика и анимация (особенно лицевая) продолжает страдать от «синдрома Сталкера». Тут разработчикам ещё есть над чем поработать. Порой после выстрелов в упор или взрывов противники разлетаются в сторону, во-первых, с задержкой, а во-вторых – до боли нереалистично, будто в замедленной съёмке. Ещё с первых минут прохождения в глаза бросаются нереалистичные шевелюры и бороды персонажей, которые выглядят как неудачно приклеенные на скорую руку парики. Кто знает, может они и правда рисовались на скорую руку, ведь сроки разработки поджимали, особенно когда у проекта сменился издатель[2]. Ещё от «Сталкера» игре досталась озвучка. И это - не комплемент. Голоса повторяются, а актёры старательно переигрывают выбиваясь из общей атмосферы. В английском варианте ситуация получше, но там режет слух русский акцент актёров озвучки.
***
Если подсчитать плюсы и минусы Metro: Last Light, то их количество будет примерно равным. Но при этом плюсы – более существенны по своей значимости. 4A Games просто ещё раз повторили свой успех, хорошенько отшлифовав и выверив все компоненты игры. Игра цепляет, в первую очередь, своей атмосферой и неповторимой аутентичностью, а значит – мелкие технически огрехи разработчикам можно простить.
[1]Помимо того, что THQ выделяли на разработку Metro: Last Light мало ресурсов, так они ещё и заставили 4A Games добавить в игру мультиплеер и кооперативный режим, который не планировался девелоперами заранее. В итоге много времени разработчики потеряли, работая над онлайн-модами, так и нереализованными в финальной версии. Но киевляне обещают, что в скором времени мультиплеер будет выпущен в качестве скачиваемого DLC.
[2]После банкротства THQ Metro: Last Lightпод своё крыло взяли Deep Silver.