«Все это было слишком давно. Пора уже забыть» - говорит в камеру седой Макс Пейн, кладя в ящик фотографию Моны Сакс. Рядом валяется пустая бутылка Jack Daniels; за окном жизнерадостно поднимается бразильское солнце.
Всё - того Пейна, которого вы любили, боготворили и возводили в ранг культа, нет и не будет; никаких засвеченных комиксов, депрессивных музыкальных композиций и наркотических путешествий по психике Макса. Забудьте про постмодернизм и обезьянью стилистику нуарных фильмов - Max Payne 3 позволяет себе некоторые кивки в сторону оригинала, но в целом - это самостоятельное произведение, в котором - верите или нет - творчества больше, чем в двух предыдущих частях.
Бразильский психопат
Бывший полицейский устраивается на, казалось бы, непыльную работу - приглядывать за семьей крупного бразильского магната. Первое время Макс бесшумной тенью мотается за своими взбалмошными работодателями, выглядя островком адекватности и спокойствия посреди пьяного раздрая; затем крадут жену босса; затем убивают самого босса - становится ясно: на богатую семью кто-то отрастил огромный зуб.
Сценарий Max Payne 3 удивляет даже не столько фабулой (что, мы сюжетов про похищение и выкуп ни разу не видели?), сколько умением балансировать на грани социальной сатиры, неонурнаого триллера и голливудского боевика. Дэн Хаузер привычно смешивает разные социальные группы и этносы: здесь богатые бездельники, нюхающие кокаин; здесь жители бразильского гетто, ютящиеся в трущобах; посередине - американский алкоголик с затянувшимся комплексом неполноценности. В итоге получается мощный микс из мультикультурных особенностей современного мира - сводится, все, впрочем, к одному: «Ничего не дается просто так». Приятно, что Хаузер досконально изучил материал: жизнеописания каждой прослойки наполнены ультраточнымии бытовыми деталями до зеркальной правдивости - например, любая сцена из первого акта Max Payne 3 может служить иллюстрацией к эллисовской «Гламораме».
Прогрессирующие попытки Rockstar сделать из игры интерактивное кино достигли, в общем-то, пика: Max Payne 3 - а вовсе не претенциозный Heavy Rain - ближе всех стоит на стыке двух искусств; идейным фанатам «атмосферных комиксов» стоит немедленно приступить к ритуальному самосожжению. Здесь неописуемые ролики - с монтажными склейками, как у среднего Скорцезе, с несколькими точками обзора, как у позднего Бойла, с техногенными ракурсами и светофильтрами, как у раннего Манна; Rockstar взяла самое лучшее, что накопило американское кинопроизводство, и скомпилировала в одной видеоигре. Кат-сцены складываются в видеокомиксы, постоянно меняется ракурс, плывет изображение и загораются отдельные фразы, брошенные персонажами - все это настолько технично, что Max Payne 3 хочется просто смотреть, отложив геймпад; происходящего хватит на десяток летних боевиков. Забавно, все-таки, смотреть, как из подростковых распальцовок с неумеренным разбрасыванием киноцитат, серия эволюционировала в самостоятельное произведение, несущее на себе крест флагмана видеоигровой индустрии - а вы недовольны еще. Причем, про тех самых фанатов, устроивших безобразную истерику, Rockstar не забыла, хотя имела все основания - здесь есть и исконно нуарные прогулки по Нью-Джерси, и та-самая-музыка, и парочка третьестепенных персонажей.
Дикая банда.
И если насчет сюжета никто не сомневался, то способности Rockstar сделать хороший экшен вызывали определенный скепсис - Grand Theft Auto, например, перестрелками далеко не блещет. К счастью, разработчикам хватило ума оставить оригинальную формулу во главе угла: Макс Пейн все так же поливает пол килограммами свинца, в красивом рапиде точечно отстреливает головы и пачками ест болеутоляющее. Изменения - строго контекстуальные, без которых в 2012 году никак нельзя. Теперь есть система укрытий - бывший полицейский прилипает к ближайшей стене, стреляя вслепую. Если высунешься - придется начинать заново. Игра довольно сложная и упор смещен скорее на позиционную войну, чем на веселые пострелушки в замедленном времени; темп, как следствие, снижен в несколько раз. Зрелищность страдает особенно сильно - отсиживаясь за обшарпанной стойкой бара, много не постреляешь. Буллет-тайм заканчивается очень быстро и вряд ли поможет перестрелять всех негодяев в радиусе десяти километров - приходится спланировать план действий, прежде чем включать заветный рапид. Автоматического восстановления здоровья нет - отсидеться за укрытием не получиться; ищете разбросанные по уровню таблетки - все по старинке.
Честно говоря, не совсем понятно - хорошо это или нет. Оригинальный Max Payne, с остановленным временем, завораживал: в безумном хороводе кружились осколки стекла, щепки и штукатурка. Но если вернуть происходящее в обычное русло, быстро захватывала скука - никаких тактических изысков игра не предполагала. Здесь же долго сидишь за стойкой, на пару секунд включаешь буллет-тайм для точного выстрела; в минуту вдохновения - паришь над вооруженными врагами.
Да, это больше не напоминает творчество молодого Джона Ву, но зато игра задействует что-то, кроме спинного мозга - надо думать, планировать и не спускать глаз со всех противников: они очень любят заходить за спину, кидать гранаты и работать в команде. К тому же, нашлось место интересной опции - когда Макс убивает последнего бандита в комнате, камера ловко выхватывает эффектный кадр (например, парящего полицейского с "узи" в обеих руках) и позволяет вам замедлять или ускорять действие, попутно оставляя открытым левый триггер - такие сцены получаются, что ругаться на зрелищность язык не поворачивается.
Дизайн уровней, на который молились все фанаты первых двух Max Payne , не подкачал: помимо упомянутого Нью-Йорка, есть кислотный ночной клуб, разрушенные офисы и живописные виды фавел Сан-Пауло - от последних, кстати, веет такой непроходимой тоской, что куда там «Рагнарок» попал. На нашу радость, Rockstar не стала мудрить с архитектурой - все локации представляют собой линию, изогнутую в нужном месте; больше не придется бродить по комнатам, в поисках нужной двери.
***
Очень не хочется писать здесь очевидные вещи вроде «Max Payne 3 изменился и ничего с этим не поделаешь», но, судя по массовому нежеланию людей понимать эти самые очевидные вещи, видимо, придется: Max Payne 3 изменился и ничего вы, дорогие ненавистники, с этим не поделаете. Нет комиксов, витиеватых монологов и сложносочиненных лиц; вместо этого - довольно грустная история про социальную стратификацию, маленьких и больших людей, и легкую взаимозаменяемость между ними. Все это подкреплено чудесными роликами и вдумчивой механикой - мало вам что ли?