С самого первого геймплейного ролика и вплоть до релиза «Мафию 3» преследовала волна фанатского возмущения – поклонники сериала не упустили случая заочно пройтись паровым катком критики по всему, что увидели - начиная от цвета кожи главного героя и заканчивая физикой автомобилей. Тревожных сигналов по поводу финального качества MAFIA 3 действительно было полно, и не реагировать на них было очень трудно. Последним опасным знаком стало отсутствие предрелизных копий для прессы – и даже тот факт, что с недавним DOOM (который оказался бесподобным) была такая же ситуация, не спасал от худших предчувствий. Увы, но весомая часть грустных предсказаний оказалась явью.
Покрась это в чёрный
События Mafia 3 разворачиваются в вымышленном городе Нью-Бордо (прототипом которого стал Новый Орлеан) в 1968 году и посвящены кровавой вендетте чернокожего ветерана Вьетнамской войны Линкольна Клея против итальянской мафии под руководством Сэла Маркано, ответственного за гибель его близких.
Линкольн, не без поддержки своего друга-однополчанина из ФБР, объединяется с представителями трёх группировок – гаитянами под предводительством смуглокожей Кассандры, ирландцами Томаса Бёрка и американо-итальянцами Вито Скалетты, главного героя Mafia II, дабы забрать власть над городом у мафии. Все вместе они начинают медленный и планомерный захват бизнеса Маркано, забирая у него район за районом и по одному ликвидируя подручных.
Взяв крайне неоднозначный временной период, Hangar 13 смогли ярко и самобытно поведать свои мысли по поводу расовой дискриминации, насилия, религии и политики США той эпохи, чего почти не было в играх, но достаточно красочно было показано в кинематографе. Преуспели создатели Mafia 3 не только в самом материале, но и в его подаче, в виде документального фильма с постоянными флешфорвардами и флешбеками, демонстрирующими превосходную лицевую анимацию и достойную игру актёров озвучания. Только вот жаль, что видеть кат-сцены приходиться нечасто – замечательное двухчасовое кинематографичное вступление быстро сменяется скупой песочницей, преследующей героя до самого финала.
Дом восходящего солнца
Хочется нам этого или нет, но Mafia 3 ушла от линейной структуры первых двух частей в открытый мир, где мы вольны сами выбирать, в каком порядке захватывать районы. Сделано это примерно так, как в Godfather 2 или Scarface: The World if Yours – чтобы получить контроль над территорией, необходимо «отжать» бизнес и ликвидировать его владельца. У каждого бизнеса есть счётчик в долларах, который приходиться обнулять уничтожением собственности, грабежом тайников, убийствами важных персонажей и сбором наличности, которая чуть ли не валяется в пачках по углам, что смотрится ужасно дико и аркадно. После того, как доходность предприятия падает до нуля, ровно в той же локации, где мы полчаса назад устраивали погром, появляется новая порция бойцов и местный воротила, с которым нужно «поговорить».
Как только вы получаете контроль над делами в районе, всплывает один из важных людей Маркано – и активируется парочка коротких сюжетных миссий с постановкой уровня Saints Row 2 или уже упомянутого Godfather 2. Прежде, чем Линкольн Клей поставит логичную точку в этой истории, данную схему по накатанной придётся повторить что-то около десяти раз. Уже ко второму району большинство игроков начнёт клонить в сон от непобедимой скуки – и даже гомеопатические дозы сюжета не помогают поддерживать интерес к происходящему на экране.
Восход несчастливой луны
Потому как кроме неплохой экшен-части типичного современного шутера от третьего лица (см. недавний Gears of War 4 и иже с ним) Mafia 3 похвастать не может решительно ничем. Мир игры максимально мёртв и статичен – в Нью-Бордо не случается ни происшествий, ни ДТП, ни погонь, а все мафиози сидят по своим резервациям и ждут прихода Линкольна на кофеёк. Заняться в городе также нечем, кроме бесполезного собирательства обложек альбомов и журналов Playboy. Даже с полицией порезвиться не удаётся – она настолько странная, скучная и вялая, что её появление вызывает лишь глухое раздражение. Как и физика автомобилей, которая хоть и стала лучше по сравнению с первыми показами, по-прежнему не доставляет так, как в последних номерных GTA или той же «Мафии 2».
Апофеозом творчества Hangar 13 и остатков 2K Czech является технологический уровень игры, которая выглядит как чудовище Франкенштейна, сшитое из разных ошмётков. Великолепная лицевая анимация уровня L.A. Noire соседствует здесь с пешеходами-паралитиками, мягкие тени с ужасными погодными эффектами, а сложное освещение – с омерзительными отражениями и картонным небом. Про традиционно зашкаливающее количество багов ПК-версии можно писать отдельный обзор – с оценкой балла на полтора ниже. И никакие Rolling Stones с Creedence Clearwater Revival по местному радио не излечат измученную душу.
***
MAFIA 3 не помешало бы побыть ещё по крайней мере год в разработке – на текущий момент она представляет собой ужасно сырой, пустой и однообразный клон GTA середины 2000ых, с оригинальным сеттингом и горой нереализованного потенциала. Тем, кто готов ради новаторской подачи истории и острых по меркам видеоигр тем потерпеть скуку, возможно, стоит с осторожностью обратить на неё некоторое внимание (желательно в период действия приличных скидок), но всем любителям увлекательных, разнообразных и технически отшлифованных до блеска игр от Mafia 3 стоит держаться на максимальном расстоянии.