К сожалению, сейчас принято считать, что эра адвенчур закончилась. Что проекты вроде Sublustrum, Penumbra или бессмертной Syberia – это пережиток прошлого. И правда ведь, сейчас передовые студии стремятся покорить фанатов реалистичной графикой, высокими технологиями, душещипательным сюжетом или триумфальными возвращениями старых франчайзов в перезагрузках и ремейках классики. Адвенчуры и квесты теперь – удел инди-студий , которые, тем не менее, справляются со свой задачей великолепно. Флагманом в этом жанре является чешская студия Amanita Design, авторы двух полновесных адвенчур и нескольких коротких point'&'click квестов на движке AdobeFlash. В данном материале мы поговорим о великолепном проекте под названием Machinarium, который порадовал своим выходом игровую общественность в октябре 2009-го года.
Эра машин
Автором сюжета игры является Якуб Дворски - дизайнер, разработчик компьютерных игр из Брно, Чехия. По легенде игры, Машинариум – это небольшая планета, на которую люди будущего отправляли с Земли разный технологический мусор: отжившее своё механизмы и машины, робототехнику и просто цифровой лом. Постепенно, известным одному Якубу образом, на планете образовалась колония роботов, которые построили город, наладили инфраструктуру, социум и в итоге их поселение стало мало чем отличаться от людских городов. Одни машины сидят в баре и попивают масло, смазку или что-то подобное, другие – следят за порядком (местная полиция), а третьи – этот порядок нарушают. Главный герой, наш протеже, носит имя Йозеф и на первых уровнях мы очень мало знаем о нём. Детали сюжета и подробности прошлого Йозефа открываются разработчиками по ходу прохождения.
Братья по смазке
Игра начинается с того, что местное подобие мусоровоза, (летающего) вместе с порцией отходов выбрасывает почему-то разобранного по частям Йозефа на свалку. Первое задание как раз и состоит в том, чтобы собрать в одно анатомическое целое тело робота и перебраться через пруд. Затем мы следуем в Машинариум. И не думайте, что это будет просто. Поначалу, мы не знаем ни причин, ни мотивов, ни целей, которые преследует Йозеф, но буквально с третьего так называемого «экрана» нам начинают небольшими порциями пояснять сюжет. Его подают в виде воспоминаний, которые переживает Йозеф заново при встрече с тем или иным персонажем. В городе правит балом Банда Чёрных Шляп – отбросы общества, вроде гопников. Вот встретив в первый раз члена банды, Йозеф вспомнил, как один из них когда-то разрушил его замок из песка, а позже нам покажут флешбек о том, как два разбойника вытряхивают из бедного робота мелочь. Все эти небольшие анимации-воспоминания демонстрируются в виде так называемых «облачков мыслей». В общем, эта банда совершает нападение на мэра Машинариума и заражает его цифровой мозг вирусом собственного изготовления. Прежде чем мэр окончательно вышел из строя, он успел вызвать робота-мусорщика, дабы тот вышвырнул бандитов из его покоев, но в чрево «мусоровоза» случайно попадает Йозеф, который работал в том здании (назовём это «мэрией») уборщиком. Йозеф отправляется на свалку, мэр искалечен, а бандиты, уходя, ещё и прихватили с собой девушку робота, которая работала с ним. То есть теперь нужно найти её, попутно избавив город от злополучной банды и «вылечить» мэра.
Пошевелите шестерёнками!
Так как это квест, то пояснять принцип геймплея, думается, особо подробно не нужно. Нас будут помещать в отдельные локации, на просторах которых разбросаны нужные для решения головоломок предметы. Задачи разработчики подготовили интересные и в меру сложные: то есть, как-то застрять по ходу сюжета у вас вряд ли получится. Всё основывается на простой логике и внимательности – никаких мозговых извращений. К тому же, на каждом уровне вы можете воспользоваться одной подсказкой-идеей, которая намекнёт на цель Йозефа в данной локации. Ну а если вы окажетесь уж совсем в трудном положении, то на помощь приходит книга с прохождением, которую можно открыть прямо из игры, не выходя даже в главное меню. Только вот книга эта защищена замком и, чтобы открыть её, сначала нужно пройти простенький scroll-shooter вроде старой доброй Space Impact на древних телефонах Nokia – только тут маленький ключик убивает паучков. Если вы благополучно добираетесь до финиша, то получаете возможность изучить подробную инструкцию прохождения текущего уровня, поданную в виде комиксов.
Технические уточнения
Графика в игре изумительная! И это учитывая то, что проект основан на Adobe Flash. Всё дело в стилистике и индивидуальном стиле художников Amanita Design. Если вы хоть одним глазом видели какой-то из их прошлых проектов, то представить визуальный стиль игры будет не сложно. Локации наполнены деталями, красочны и тщательно продуманы. Анимация весёлая и «живая»: Йозеф все найденные предметы просто-напросто глотает, а потом достаёт их при необходимости. Для многих подобных действий предусмотрено много разных анимаций, от чего игра нисколько не надоедает и умудряется веселить и удивлять до последних секунд. Музыку для Machinarium написал чешский композитор Томаш Дворжак, который уже неоднократно работал с Amanita Design. Абсолютно все композиции невероятно атмосферные и запоминающиеся, поэтому не удивляйтесь, если потом потянутся руки закинуть официальный саундтрек к себе в iPod. Мы уже упоминали, что игра создана на мультимедийной платформе Flash и поэтому способна работать на древнейших машинах, что придаёт ей такой себе ретро-привкус.
***
Machinarium просто не может не понравиться. Игра вызовет улыбку даже у самых циничных и суровых игроков, которые привыкли часами напролёт в полном одиночестве крошить на части некроморфов в Dead Space или по колено в грязи бродить по болотам вселенной Skyrim в поисках драконов. Amanita Design- абсолютные гении в создании квестов и хочется надеяться, что студия не обанкротится, как много ей подобных, и разработает ещё немало похожих проектов. Они лидеры своей жанровой ниши и этим нужно воспользоваться. В данный момент в недрах компании ведутся работы над Samorost 3, первые две части когда-то были простыми браузерными «флешками»; сиквел в итоге попал на полки магазина Steam. Если вы проигнорировали Machinarium в своё время, то настоятельно рекомендуем это исправить и если вам каким-то образом игра не понравится… впрочем, это невозможно.