После умеренного успеха I am Setsuna от новообразованной команды Tokyo RPG Factory, находящейся под крылом Square Enix, второё их творение, Lost Sphear, все ждали как некую работу над ошибками. Дебютный заход в стан классических jRPG вроде Final Fantasy 6 и Chrono Trigger получился у японцев приятным, ностальгическим, но совершенно вторичным и каким-то вымученным.
Lost Sphear во многих моментах смог превзойти своего предшественника, но назвать её выдающейся jRPG, достойной имени своих прародителей, по-прежнему очень трудно.
Потерянные в мыслях
Взять, например, сюжет. Главный герой истории, паренёк по имени Каната потерял родную деревню и своих родных в белой пелене забвения, но обнаружил в себе уникальную способность возвращать к жизни мир при помощи сбора воспоминаний. Скоро герой и его напарники привлекают к себе внимание местных властей, которым он приходит на помощь в поисках решения проблемы постепенного угасания его родной земли.
Сценарий Lost Sphear прост и незамысловат ровно настолько, насколько это было применительно к jRPG середины 90ых. Неожиданных поворотов, оригинальных сценарных решений и креативных ситуаций попросту нет – это прямолинейная подростковая сказка с очевидным концом, которую вы забудете на следующее утро, если играли хотя бы в парочку старорежимных японских ролевых игр. Ситуацию частично спасают харизматичные и занятные персонажи, которые получились в разы живее и приятнее, чем в прошлой работе Tokyo RPG Factory. Развития и уникальности в них по-прежнему сыскать трудно, но сравнению с клишированной отработкой стандартных типажей I am Setsuna это приятный шажок вперёд.
Что однозначно удалось в Lost Sphear лучше предшественника – окружение и мир. Да, локации бедноваты на детали и игра по-прежнему ощущается малобюджетной, но по сравнению со снулыми и однообразными снежными пейзажами I am Setsuna наблюдается явный прогресс, а вкупе с приятной стилизацией под рисунки пастелью вышло почти хорошо.
Тоже самое можно сказать и про оригинальный саундтрек – мелодичные, но скучноватые фортепианные пассажи на этот раз уступили место стилизованным под ранние работы Нобуо Уэмацу оркестровые пассажи, записанные нарочито в простой форме, как будто воспроизводиться они будут на SNES или Playstation 1.
ATB 2.0
Приятным изменениям подверглась и боевая система. В основе своей она осталась прежней – это пошаговые бои с участием четырёх персонажей на манер той самой Chrono Trigger и самой I am Setsuna, только теперь героев свободно можно передвигать по полю боя. Поскольку местоположение атак по площади, дистанция атаки и размах ударов у подопечных сильно разный, возможность перемещать бойцов добавляет неплохой тактический элемент в сражения.
К этой системе добавляются горы заклинаний, прокачка оружия и экипировки (которая, впрочем, не сильно пригождается – новые крутые гиры падают весьма изобильно), специальная вулканитовая броня, дарующая новые способности героям, и многое, многое другое.
Тем, кто любит зарываться в механики, пробовать и менять комбинации, подбирать экипировку и качаться, Lost Sphear однозначно придётся по вкусу – глубины и простора для персональной креативности здесь гораздо больше, чем в I am Setsuna, нагло отпихивающей игрока в сторону некоторых ультимативных, почти читерских комбинаций.
С другой стороны, новичка здесь практически ничего не обременяет – на нормальном уровне сложности проблему могут вызвать разве что боссы, а все дополнительные фишки (вроде появления бонусных эффектов от особых атак, которые используются чаще всего) могут вообще быть не обнаружены невооружённым взглядом. Комфортна, иногда через край, вообще вся Lost Sphear – диалоги, которые ещё и можно перематывать назад, разжёвывают все задачи и цели игрока, настройки позволяют ускорить бой, персонажи, которые потеряли сознание, всё равно получают опыт, а прогресс в игре чуть ли не в любой момент можно сохранить и закрыть её, что особенно будет актуально для версии Nintendo Switch.
***
Lost Sphear - милая, приятная, добротная jRPG, которая слишком сильно тяготится своим ностальгическим содержимым. Пытаясь походить на игры времён SNES, она попросту забывает об инновациях и почти по всем фронтам хладнокровно отрабатывает программу. Если вы соскучились по jRPG двадцатилетней выдержки, не скорчили грустную мину от I am Setsuna или хотите просто познакомиться с жанром – это весьма неплохой продукт, которому нестыдно уделить двадцать-тридцать часов. В противном случае лучше обратить свой взор в сторону вышедшей пару дней назад теперь и в Steam замечательной Final Fantasy XII: The Zodiac Age или подождать пару недель ремейка Secret of Mana, который выпускает, кстати, всё та же Square Enix.