Разработка игр в стиле ретро – золотая жила для инди-девелоперов. Можно с лёгкостью сыграть на ностальгии ветеранов того или иного жанра, сэкономить на картинке, звуке и сценарии, задрать сложность в потолок, объяснив всё данью уважения к хитам былых лет. Испанская студия Numantian Games своим дебютным проектом - олдскульной RPG под названием Lords of Xulima доказывает, что иногда всё это, в общем-то, не так уж плохо. А местами даже очень хорошо.
Люди и боги
Про сюжет, в котором мы отправляемся на огромный континент Шулиму в качестве посланника богов достаточно упомянуть лишь пунктирно – история Lords of Xulima отличается банальными сценарными поворотами, пафосными диалогами, практически нулевым отыгрышем роли и полным отсутствием постановки и режиссуры. Нелинейности, трудных моральных выборов, развесистых диалогов тут нет – зато есть классическая изометрическая RPG в духе Wizardry 7 или Might & Magic 8.
Первым делом по прибытии на континент вас попросят сгенерировать пятерых компаньонов для вашего героя. Уже на этом этапе современному игроку подкладывают жирную утку – описания классов и их дальнейшая сила и роль в партии остаётся загадкой. Нужно быть бывалым ролевиком, чтобы догадаться непременно взять с собой вора (для обезвреживания ловушек), мага и какого-нибудь лекаря, ведь без этой троицы приключение вашего героя закончится в первой же пещере.
Добираться до этой пещеры, кстати, придётся пару часов – Lords of Xulima обладает какими-то непомерными масштабами и её мир заполнен десятками тропинок, полянок и потайных ходов с ценными сокровищами, которые охраняют разнообразные монстры. На полноценное исследование всего мира даже у самых резвых игроков займёт не семьдесят и даже не восемьдесят часов. Жаль только, что на квестах создатели сильно сэкономили – практически все задания сводятся к «зачисти пещеру с ограми» или «собери пятнадцать мухоморов».
Гоблины и пауки
Большую часть времени в Lords of Xulima предстоит сражаться с многочисленными врагами. Происходит это на манер классических пошаговых RPG – ваши герои стоят в два рядка и лупят по очереди монстров. У каждого персонажа есть несколько возможных опций на ход – ударить, защищаться, произнести заклинание или использовать какой-либо полезный предмет.
Сложность битв тут совершенно немилосердная – ваши персонажи чаще будут дохнуть не от удара тупым клинком какого-нибудь гоблина, а от постоянных критических эффектов вроде кровотечения или оглушения. В английском сленге геймеров есть замечательное слово savescumming, которое обозначает бесконечное использование комбинации «Сохранение\Загрузка». Так вот, вопреки желанию вам придётся стать сейво-подонком, дабы сберечь себе нервы. Самое же неприятное в боях то, что ради продвижения по сюжетной ветке приходиться подчас вырезать подчистую всех монстров на локации, дабы осилить какого-нибудь особо жирного босса.
Битвы вознаграждаются экипировкой, опытом и деньгами, которые влёт уходят на поддержание жизнедеятельности вашей группы – во время путешествия герои нуждаются в еде, а восстановление здоровья происходит исключительно во время привалов, во время которых вся эта ватага продолжает с аппетитом жрать ваши скудные запасы. Голод в Lords of Xulima – не тётка, а верная смерть, ведь мерзкие дебаффы и уменьшение здоровья снижают и не без того маленькие шансы противостоять врагам до минимума. Благо по миру раскиданы порталы, а в магазинах можно купить свитки возвращения.
Что касается ролевой системы, то она весьма богата, но при этом доступна и понятна – у каждого из героев есть пять атрибутов и развесистое древо навыков, при этом, к примеру, маги и лекари для обучения оружейным навыкам платят бОльшим количеством очков, чем тот же Солдат или Варвар.
Про звук и картинку особо рассказать нечего – игра делалась за смешные по меркам подобного рода проектам деньгам (что-то около 50 тысяч долларов) и выглядит как что-то, родом то ли со SNES, то ли с Nintendo 64. Как это не звучало бы удивительно, особо впечатление это не портит – играть в Lords of Xulima можно без рези в глазах и ушах.
***
Lords of Xulima успешно воссоздаёт дух классических RPG «старой школы», немножко спотыкаясь по части беспросветного гринда и сложности, которой позавидовал бы Dark Souls. Ностальгирующие ретроманы, вероятнее всего, оценят игру по достоинству, но вот современному игроку многие вещи в Шулиме покажутся до ужаса скучными.
P.S. Тем, кому незнание английского языка мешает наслаждаться подобного рода проектами есть отличная новость – буквально недавно игра обзавелась достойной локализацией на великий и могучий.