Все игры, по сути своей, как и книги можно разделить на два больших лагеря: на тех, что веселят и доставляют человеку светлые, хорошие эмоции; и на тех, что своей целью ставят показать «как было бы плохо, если...». Несмотря на кажущуюся логичность стремления игроков к первому сорту игр, вторая группа отнюдь не страдает отсутствием популярности.
Ведь каждому человеку иногда так хочется скинуть с себя шаль весёлости и позитива, и хотя бы на пару часов с головой окунуться в мрачное, ничего хорошего не предвещающее, приключение.
Нет света без тьмы
Подобный опыт предоставляет Survival-horror от британского независимого разработчика, Джаспера Бирна (Jasper Byrne), Lone Survivor, на счету которого такие прекрасные игры, как Soul Brother и Soundless Mountain 2.
В результате некоей Эпидемии практически всё население планеты Земля превратилось в ужасных монстров, предпочитающих в качестве пищи не абы что, а человеческое мясо (свежесть в расчёт не идёт). Наш безымянный парнишка лет 20-ти, всё время после начала Эпидемии провёдший в своём доме, решается выйти на поиски еды, выживших и выхода из города, за считанные месяцы ставшего Некрополем.
Кажущаяся на первый взгляд шаблонность и штампованность в сюжете, к сожалению, не исчезает после первого запуска игры, но отходит на второй план, уступая место геймплею и начинке. Напичканный до отказа психоделическими сценами, диалогами с эксцентричными, сумасшедшими персонажами (чего стоит только Человек, Который Носит Коробку На Своей Голове), LS легко дезориентирует игрока и заставляет его задаться тем же самым вопросом, что и главного героя: «Что есть Реальность?»
Границы этой самой Реальности начинают размываться с самых первых минут игры, судите сами — тёмная комната и стоящий в ней человек с Картонной Коробкой На Голове. Разбираясь с привычной системой управления (WASD-система, X-действие), выпиваем двойной эспрессо и начинаем удивляться. Комната исчезает, оставив после себя только темноту и путь вперёд. Спустя несколько десятков метров мы набредаем на первого монстра, узнав о его присутствии по противнейшему урчанию. Признаться честно, на этом моменте, пожалуй, даже у людей, не страдающих эпилепсией, от хаотически мерцающего света может случится припадок гнева или головной боли. Но, тем не менее, вжавшись в стену, обходим непонятное голое существо и оказываемся в другой комнате, где встречаем Девочку В Синем. Она не отвечает на наши вопросы, а через пару секунд выкидывает трюк почище — исчезает, оставив после себя только фонарик.
И вот, наконец, когда игрок уже готов вскричать: «Что, чёрт возьми, здесь происходит?!», парень просыпается.
А горы здесь тихие
«Моя голова!», — вздыхает персонаж. «Да, голова!», — вторим мы ему после такого тяжёлого вступления.
Подобный сумбур и непоследовательность в Lone Survivor присутствуют на каждом шагу и будут продолжаться вплоть до конца игры. Вот мы шли по комнате, но натыкаемся на дыру, затянутой какой-то биомассой. И что бы вы думали? Конечно же, нашему храбрейшему персонажу хочется её исследовать! Или апартаменты, наполненные какими-то тремя идиотами, устроившими вечеринку посреди мертвецов. Всего лишь галлюцинация, по окончании которой идиоты превращаются в монстров, а нам предстоит отстреливаться от них из найденного здесь же пистолета. Всего лишь галлюцинация.
Эффект размытия усиливают таблетки, любезно подносимые кем-то к окну в ванной: красненькая, синенькая — какая разница? Ведь от них так хорошо! Можно поговорить с Человеком, Который Носит Коробку или с игрушечными Гномиками.
Как выживать, каждый игрок выбирает сам. Будь то стелс, или безбашенная стрельба; исследование и поиски выживших или наркотическое болото; питание нормальной или тухлой едой. Каждое такое действие записывается игрой, и именно от этого будет зависеть, сохраниться ли рассудок нашего героя к концу игры или нет. А концовок здесь много.
Совсем не зря игру сравнивают с Silent Hill'ом. Однако Lone Survivor ни в коем случае не сделан под копирку, а в каких-то моментах выглядит даже более интересно и более проработаней, чем у Konami!
И пусть вас не пугает то, что ещё до этого релиза Бирн создал Soundless Mountain 2 — дэмейк вышеупомянутой SH; бесцеремонный звук подбирания предметов и даже карта. Всё это не помешает наслаждаться игрой.
Не лишён LS и недостатков. Однообразный и поднадоедающий стелс (проблему можно было бы легко решить какими-то нестандартными ситуациями в процессе рутины, где того совсем не ждёшь); неудобное прицеливание; немного разъедающие атмосферу зеркала, служащие телепортом; карта с видом сверху, тогда как механика игры — 2d-scroller, часто вызывающая неприятные ситуации с ориентированием; продолжающиеся двигаться враги при просмотре той же карты. Однако это по большей своей части придирки, а недостатков, как водиться, не лишён никто.
***
Значение и предназначение Lone Survivor можно рассматривать под разными углами. С одной стороны — это чувства, вызываемые игрой — депрессия, тоска и меланхолия, с помощью которых LS великолепно показывает, насколько ничтожны все ваши проблемы, и насколько же хороша ваша жизнь по сравнению с той, что досталась безымянному герою. С другой — отличный 2d-scroller, потрясающей своей глубиной, атмосфернейшей музыкой, интересным геймплеем и более чем 100 красивейшими, нарисованными вручную, локациями.