Интернет полыхал шестой день подряд. Пламя пожара взвивалось на километры, озаряя Metacritic всполохами зелёных рейтингов критиков и красных отзывов простых игроков. Пройдёт время и скандал стихнет, но отголоски этой войны будут слышаться ещё очень долго. Как и предполагалось авторами, The Last of Us Part II действительно разделил игроков на два лагеря.
И рассматривать её как вещь в себе теперь практически невозможно. Любая оценка и любые суждения с высокой долей вероятности вызовут праведный гнев любой из противоборствующих сторон. Чуть ли не впервые в истории игровой индустрии, The Last of Us Part II вышел далеко за пределы чисто развлекательного дискурса – оказалось, что определённо качественная игра субъективно может вызвать настолько сильное неприятие и отторжение, что это рвёт любые шаблоны. Мы попробуем объяснить, за что можно любить или ненавидеть «Одни из Нас Часть II», а потому без личных ощущений и небольших спойлеров не обойтись никак. Если до безумия боитесь узнать что-то лишнего, включая завязку игры, то пролистывайте текст до второго подзаголовка.
От любви до мести
Сама идея продолжения одной из лучших игр предыдущего поколения для многих фанатов звучала кощунственной. Одним из главных достижений The Last of Us стала её законченная история, которая не требовала ни послесловий, ни объяснений. Это был рассказ о большой, искренней любви – жертвенной, принципиальной и порой требующей непростых решений. Немолодой мужчина по имени Джоэл и имунная к жуткому грибку девочка-подросток Элли за год путешествий по опустошённым пандемией США стали настолько близки друг другу, что бывший контрабандист и разбойник рискнул судьбой всего человечества ради простой возможности быть рядом со своей приёмной дочерью. И уничтожил всех, кто посмел оказаться у него на пути, включая, возможно, последних врачей и учёных, способных изобрести вакцину от зомбифицирующей гнили.
И в The Last of Us Part II за свой проступок по всем законам этого жестокого мира наступает справедливое возмездие. Цена сотен жизней за жизнь одной девочки оказалась слишком велика – и спустя пять лет спокойной и относительно безопасной жизни в Джексоне, Элли сталкивается с последствиями акта любви (или малодушия – как угодно) своего напарника.
И эти последствия никто не готов принять. Ни игрок, у которого на глазах предельно цинично, жестоко и нелепо отнимают жизнь полюбившегося героя, ни Элли, у которой забирают самого главного человека в её жизни. Одержимая местью, героиня отправляется в Сиэттл, чтобы покарать всех, и особенно ту, кто ответственен за смерть её нового отца. И также как Джоэла, на пути к своей цели Элли ничто не остановит – ни эмпатия, ни друзья, ни даже возлюбленная Дина. Все люди, окружение, принципы человечности и морали воспринимаются лишь препятствия, преодоление которых ломает и игрока, и героиню изнутри.
Месть как инструмент продвижения повествования давно устоялся в человеческой культуре. От древних мифов и поэм Гомера до фильмов Тарантино – месть, это понятный, приятный и удобный способ провести протагониста через испытания, завести его к злодею и закончить всё яркой кульминацией. Даже если герой совершает сомнительные поступки и идёт по трупам, его можно оправдать, найти в происходящем благородство, справедливость и честь.
The Last of Us Part II проворачивает подлый, непростительный по мнению некоторых трюк. Здешняя кульминация – вовсе не финал истории, а отправная точка хитроумного реверса, который заставляет взглянуть на противоположную сторону её глазами. Вчерашний пособник расправы оказывается возлюбленным, мерзкая псина, почуявшая тебя в кустах и поднявшая тревогу – чьим-то питомцем, безымянный солдат – обычным человеком.
Банальный посыл о том, что все мы люди и все человеки и что у каждого своя правда не нов, даже по меркам игровой индустрии. Но «Одни из нас Часть 2» не заставляет никого любить, не выдаёт спасительный моральный компас и не проводит тонкую черту между тем, что есть плохо, а что хорошо. Здесь нет антагониста и нет протагониста – просто люди, которыми, благослови игровую индустрию, приходиться управлять вне зависимости от того, как ты в данный момент оцениваешь их поступки и решения. Смотреть на то, как справедливый мститель медленно на твоих глазах теряет связь с реальностью и становится одержимым психопатом, а мнимый убийца и чудовище оказывается нравственным, запутавшимся в своих ценностях и непростым персонажем, по-настоящему тяжело, изнурительно и где-то даже неприятно. Особенно грустно становится в те моменты, когда сценаристы прибегают к флешбекам, которые даже визуально отличаются от мрачного и угнетающего «настоящего». Эта история могла бы для всех сложиться по-другому, и контраст сравнительно счастливого прошлого с убийственной реальностью лишь сильнее давит на эмоции.
Группа крови на рукаве
При этом The Last of Us Part 2 в отличие от первой части, в определённый момент ненадолго перестаёт быть камерной историей о противостоянии двух героинь, а показывает жестокий конфликт двух фракций – военизированного «Вашингтонского Освободительного Фронта» и фанатиков-серафитов. Благо технические возможности Playstation 4 и талант Naughty Dog способны в равной степени показать как приключение маленького человека в большом опасном мире, так и масштабные военные действия. Да, авторы не удержались и дали немного боевика в духе Uncharted 4, но винить их в этом нельзя. Ведь так или лучше, как это умеет делать подшефная студия Sony, в индустрии способна сделать разве что одна компания – Rockstar.
Сиэттл, в котором происходит большая часть событий игры, спустя два десятилетия после масштабной эпидемии выглядит невероятно правдоподобно, удивительным образом сочетая первозданную природную красоту и жуткую катастрофу павшей цивилизации. Покосившиеся вывески, пробивающаяся сквозь асфальт зелёная листва, овитые плющом небоскрёбы, бурные ручьи, текущие на месте вчерашних магистралей, покрытые грибком и заполненные заражёнными подвалы – весь визуал оригинальной The Last of Us здесь возведён в абсолют. При этом почти всё окружение можно изучить, исследовать, пощупать, пофантазировать, как здесь всё было до той поры, пока весь мир не полетел к чертям. Локации стали не только более проработанным, но выросли как вширь, так и в высоту, прямо как в Uncharted: Lost Legacy.
Геймплейно The Last of Us Part II является качественной эволюцией первой части и никаких откровений по части её устройства ждать не стоит. Но дьявол всё ещё кроется в технологиях и презентации. Это по-прежнему гибрид стелса и экшена, в котором в зависимости от уровня сложности, можно подло вырезать инфицированных и людей со спины, вычисляя их местоположение в режиме «Слуха», а можно с весёлым гиканьем носится между противниками с топором и постреливать из-за укрытий. Но, во-первых, теперь это делать гораздо приятнее и удобнее за счёт подвижного и ловкого героя, который с лёгкостью может залезть под остов машины или лечь в густую траву. Во-вторых, на рынке сложно найти настолько же кинематографичный и приземлённо жёсткий, даже жестокий боевик. Элли со звериным оскалом выпрыгивает на противника из кустов, одним решительным движением перерезает ему горло и медленно опускает хрипящее истекающее кровью тело на пол, после чего превращает в кашу прибежавшую подмогу из дробовика. Где-то на установленной предусмотрительно мине подрывается подкрепление, а вдали скулит собачка – её хозяин лежит с простреленной головой по соседству.
И тут в дело снова вступает нарратив – противники робко окликают по имени своих безвременно почивших товарищей, а детальная жестокость заставляет лишний раз подумать о том, что таких жертв можно было избежать. Авторы перешли грань зрелищного и (звучит само по себе страшновато) красивого убийства противников в сторону пугающей натуралистичности. От того, насколько анатомически правдиво враги реагируют на попадания пуль, как истошно кричат от ранений и как жизнь буквально покидает их стекленеющие глаза, становится натурально не по себе.
Становится дискомфортно не только от поступков героини, но и от собственных действий и ты старательно пытаешься избежать излишнего кровопролития. Благо просторные локации можно проходить несколькими путями, отвлекать противников меткими бросками кирпичей и бутылок, а найденные апгрейды из запчастей и таблеток пустить на то, чтобы герой стал более незаметным, бесшумным и живучим, а его оружие – смертоносным и тихим. Увы, лудонарративного диссонанса The Last of Us Part II избежать не смог – ты просто не можешь спокойно и размеренно изучать локации в поисках улучшений и ресурсов, не вырезав практически всех вокруг подчистую.
Вдобавок, глубокое изучение игры порядочно затянуто, и как авторы не стараются чередовать сюжетные эпизоды с новыми декорациями, спокойные исследовательские уровни, бои с людьми и заражёнными, яркие постановочные сцены и простенькие загадки, по динамике и ритму The Last of Us Part II заметно проигрывает своей предшественнице. Во всём, кроме геймплея, она кажется немного избыточной – для манчкина прохождение игры со сбором всех коллекционных предметов, открыванием десятков сейфов и чтением сотен записок с порой жуткими, яркими историями этого мира займут сумасшедшие три десятка часов, а весь свой запас механик игра успеет показать уже в первые семь-восемь. И никакие эпизоды с погонями и перестрелками не вырвут из тягучего, депрессивного поглощения этого исполинского произведения.
Остаётся лишь поражаться той работой, которую провели аниматоры, художники и левел-дизайнеры и аплодировать смелости Нила Дракманна, посмевшего сделать историю о том, что никто не прав, и все виноваты, но не потому что люди такие, а потому что такие люди.
***
The Last of Us Part II – это игра с очень непростым, изматывающим и жестоким нарративом и знакомым геймплеем, который ощущается по-новому и дарит множество эмоций в основном за счёт кинематографии и деталей, а не глубины механик и богатства возможностей. Даже если вам может не зайти её сценарий и герои, её как минимум стоит уважать за невероятный уровень исполнения. «Одни из нас: Часть 2» - это лебединая песня поколения Playstation 4, одна из самых красивых игр последних лет и редкий пример того, как один талантливый человек при поддержке десятков профессионалов, за большие деньги может сделать авторскую игру, ловко мимикрирующую под блокбастер.