Когда-то давно компания Square Enix (тогда ещё называвшаяся Square Soft) являлась поставщиком лучших в мире jRPG – полный список их хитов даже с кратким описанием занял бы всю эту статью. Одной из лучших в числе многих была Chrono Trigger, вышедшая в 1995 году на SNES и ставшая не просто иконой жанра, но и признанная некоторыми одной из лучших игр за всю историю. Именно обращением к наследию Chrono Trigger оперировала Square Enix при продвижении дебютного проекта их внутренней студии Tokyo RPG Factory – I am Setsuna, который должен был стать возвращением классических jRPG к временам их былой славы.
Я есть клише
Начинается I am Setsuna весьма в духе своих прародителей, буквально как по учебнику. Мы играем за безжалостного наёмника по имени Эндир, который должен убить милую и покорную девушку Сецуну, но внезапно меняет своё решение и отправляется сопровождать её в далёкие земли, чтобы та совершила акт самопожертвования, избавляющий мир от засилья монстров. Если на это описание у вас в голове прозвенел звоночек, то радуйтесь – вы настоящий поклонник жанра и наверняка играли в Final Fantasy X.
Тоже самое касается, к сожалению, персонажей и их развития. Точнее, правда, говорит «неразвития», потому что присоединяющиеся к нашей партии клишированные дружинники не предстают живыми и интересными героями. Впрочем, у них хотя бы есть характер, в отличие от нашего безликого и плоского наёмника.
К несчастью, мир в игре такой же безликий и статичный, как и развивающаяся в нём история. Снега, снега, лёд, ещё снега, пещера, город – от первых минут до финальных титров нас будут торопливо вести вперёд (и иногда – назад, без бектрекинга сегодня никуда), бросая ошмётки линейного сюжета, развивающегося на фоне одинаковых посёлков, городов, пещер, монстров…
Особенно раздражающими на этом фоне являются попытки создать иллюзию нелинейности. Нас довольно часто будут спрашивать, что делать, но наши реплики и выбор, в конечном итоге, ни на что не повлияют. Вы можете сколько угодно говорить: «Нет, мы туда не пойдём», в результате чего ваши сопартийцы в голос хохотнут или со скорбным тоном сообщат, что у нас нет выбора. В Chrono Trigger было, кажется, тринадцать концовок, которые зависели от ваших действий. Здесь конец истории один – пускай и весьма неплохой, даже по меркам забитого вторичкой жанра.
TRIGGERED
Боевая система I am Setsuna, напротив, вызывает скорее положительные чувства, особенно поначалу, ведь её довольно успешно слизали с ранних частей FF и Chrono Trigger. У каждого героя есть полоска действия, которая при заполнении разрешаешь совершить удар. Если подождать ещё немного, то заполнится ещё одна полоска, которая позволит добавить эффект к удару или произнести заклинание. Совместные действия героев создают комбо и, опять же, одним ударом можно накрыть сразу группу врагов.
Интересной и задающей некоторую головную боль фишкой является привязка скиллов к падающим с монстров (и редко – обмениваемых у торговцев и находящимся в сундуках) камушков. Причём то, как вы убили некоторых чудищ, определяет, что именно упадёт с врага, в результате иногда приходится использовать особые комбинации или выполнять разные условия навроде добивания врага с небольшим количеством здоровья очень сильным ударом. Камни вставляются в талисман, которых тут тоже порядочное число – и каждый из них действует по своему, при этом правильные комбинации добавляют возможность хитрого спецприёма, названного здесь «Момент».
Правда, в этой системе не обошлось без ложки дёгтя. Во-первых, в игре полно ультимативных техник, которые при использовании внезапной атаки сзади на монстров (они расставлены на карте и их всегда видно) позволяют закончить две трети боёв чуть ли не за первый ход. Вторая проблема – нам не разрешают передвигать героев по полю битвы, плюс радиус массовых атак нам не показывают, что очень раздражает при планировании атак. Здоровье врагов, кстати, тоже узнать нельзя – на это нужны определённые талисманы.
Что касается общего исполнения, то, не считая некоторых проблем с контроллерами на PC, игра сделана добротно, пускай и страдает от жуткого однообразия. Заснеженный мир игры действительно красив, пускай и наполнен тоннами копипасты, а печальная фортепианная музыка реально начинает надоедать лишь к последней трети игры, на которуя в среднем уходить двадцать часов.
***
Меж делом, именно «добротно» является главной проблемой I am Setsuna. Это слишком ровная, невыдающаяся, местами жутко некомфортная и странная попытка дотянуться до великой классики – где-то ей это вполне удаётся, но в большей части это выглядит лишь как химера старых добрых jRPG, которые мы помним. Некоторым изголодавшимся фанатам жанра она может приглянуться, но остальным мы рекомендуем ознакомиться с той же самой Final Fantasy X, благо она доступна в HD-качестве на PS3, PS4 и PC.