Современные хорроры привыкли старательно копировать своих успешных коллег – Amnesia и Outlast. Даже родоначальник жанра, Resident Evil в седьмой части решил сменить привычный формат на тот, что более заходит нынешней публике.
Но независимая испанская студия Dreamlight Games решила сделать ход конём и в своём дебютном проекте Fear the Dark Unknown обратиться прямиком к столпам ужастиков. Вернуть нам лихие 90-е в каком-то смысле им вполне удалось, но однозначно успешным назвать подобный эксперимент не получается.
Особняк и семейные проблемы
Главные герои Fear the Dark Unknown, Джеймс Салливан и его дочь Хлоя отправляются в пугающий особняк Бересфорд, чтобы распутать череду загадочных тайн, оставшихся после смерти матери и жены почтенного семейства.
Не спешите радоваться – два героя здесь ни в коем случае ни означают нелинейность или сложный сюжет, основанный на пути А и Б, как это было в том же недавнем Resident Evil 2: RE 2. Истории отца и дочери длятся одинаково мучительные полтора десятка часов и приводят к двум одинаковым идиотическим концовкам. И хоть до последних минут Fear the Dark Unknown пытается сохранить интригу, разгадать её сможет мало-мальски любой поклонник жанра.
Он же испытает невероятный приступ ностальгического умиления от нагромождения цитат, которыми авторы щедро усыпали свою игру – знаток ужастиков найдёт здесь и отсылки к самой первой Resident Evil, и к Alone in the Dark и даже, при желании, к Silent Hill и Fatal Frame. К сожалению, кризис самоопределения и идентичности является далеко не самой главной проблемой игры.
Назад в 90-е
Разработчики попытались вернуть не только общий тон и атмосферу, но и геймплейные основы ужастиков тридцатилетней давности. Рецепт, вроде бы, абсолютно понятный и испытанный временем – менеджмент ресурсов в ограниченном инвентаре, решение загадок, исследование больших локаций, фиксированная камера, сохранение исключительно в особых местах и всё в таком духе.
Но с реализацией испанцы, прямо скажем, прилично оступились. Намертво прикрученная к определённым точкам камера постоянно закрывает обзор, вносит путаницу в управление и вместо кинематографического саспенса вызывает раздражение даже тогда, когда к ней уже привыкаешь.
Местные загадки – апофеоз нелогичности, игровых условностей и дурновкусия. Банальный пример – игрок не может подвинуть стол, закрывающий проход, пока не разобьёт здоровенный кувшин, который в свою очередь можно расквасить только кочергой. Учитывая крошечный инвентарь (привет, Resident Evil 0!), обилие дурацкого бектрекинга в Fear the Dark Unknown превышает все возможные и невозможные уровни.
Боёвка получилась немногим лучше местных загадок. Вспомните, каково было сражаться с мерзкими зомбями в Resident Evil 2 (оригинальном, а не ремейке) и помножьте это на минимальный опыт авторов в жанре.
Нереальный движок четыре
Но пройти Fear the Dark Unknown по олдскулу было бы, в целом, наверно довольно приятно, если бы авторы смогли в приличный уровень продакшена. Увы, творение испанцев напоминает поделку студентов, которые собрали свою первую игру за несколько недель и четыре пиццы. Иногда игра умудряется выглядеть сносно, но чаще всего на своём экране приходиться лицезреть омерзительное зрелище из корявой анимации, дурацкого освещения и слабой детализации.
Дополняет всю эту грустную картину ужасная озвучка, отвратительная локализация и бесконечные тормоза – игре явно не помешали бы ещё несколько месяцев тщательного тестирования.
И ведь за Fear the Dark Unknown становится немного обидно, ведь светлые стороны в ней тоже есть. Местная карта и интерфейс вполне функциональны, точки сохранения и ящики с предметами расставлены грамотно, а в череде унылых коридоров нет-нет, да и попадётся какое-то весьма оригинальное с точки зрения декораций местечко.
***
Fear the Dark Unknown – это олдскульный хоррор, который слишком буквально воспринял свою задачу вернуть поклонникам жанра 90-е. За прошедшие годы игры ушли далеко вперёд и архаичный по структуре и содержанию инди-ужастик может понравиться разве что самым закостенелым ретроградам.