Редко когда продолжение, будь то фильм, книга или игра, дотягивают до уровня оригинала. Случай с F.E.A.R. 3 – как раз из тех. При достаточно скромной рекламной кампании и без статуса шедевра всех времён и народов серия F.E.A.R. уверенно держится на плаву, а выход третьей части только утвердил позиции сериала на игровом рынке. Наверное, вы заметили, что разрабатывают игру не привычные Monolith Productions, а компания Day 1 Studios. Такое решение принял совет директоров Warner Brosers, чтобы избежать застоя и повторений и вывести игру на новый уровень. И решение их оказалось очень правильным. Monolith Productions же совсем в стороне не остались, а активно помогали в разработке.
С чего всё начиналось
О Альме (нет, речь пойдёт не о речке в Крыму и Альминскую долину тоже не в честь неё назвали) знают не только фанаты игры, её можно справедливо назвать визитной карточкой серии и одним из самых узнаваемых персонажей в хоррорах. Кто она такая? В возрасте восьми лет Альму Уэйд поместили в исследовательскую лабораторию для изучения её необычных способностей и особенностей психики. Исследования проходили без видимых результатов, так как пленница негативно воздействовала на здоровье учёных, мешая течению эксперимента. Тогда, дабы обезопасить себя и персонал лаборатории, Харлан Уэйд (а именно отец Альмы руководил проектом) решил искусственно оплодотворить дочь, чтобы получить более безопасные «экземпляры» для исследований. Через семь лет после старта этого эксперимента, Альма (а ей на тот момент было 15) родила с интервалом в год два «прототипа». От неё же самой попытались избавиться, но как выяснилось – безрезультатно. Первый ребёнок, по сравнению с его младшим братом Пакстоном Феттелем, обладающим сильными телепатическими способностями, был очень слаб и исследователи пророчили ему быструю смерть, но Пойнтмэн (Point Man) – так его называют на протяжении трёх игр – выжил. Обходились с братьями не лучше лабораторных крыс. Единственное что они видели, пока находились в исследовательском комплексе - это их тесная двухместная камера с зеркальным стеклом, через которое велось тщательное наблюдение и фиксировалось на плёнку каждое движение «прототипов». В один прекрасный вечер Альма успешно завладела комплексом при помощи телепатии, а десятилетний Феттель убил с десяток охранников, которые явились в камеру его успокоить. После этого события, названного «синхронизацией» Пакстон сбегает, попутно взяв под свой контроль отряд модифицированных солдат, а Пойнтмэн теряет память. Но не способности. Ему поручают найти собственного брата, опасного «прототипа», который угрожает безопасности человечества. Сам же Пойнтмэн только в конце F.E.A.R., прострелив брату череп, узнаёт, что является первым прототипом. В F.E.A.R. 2: Project Origin главным героем выступает Майкл Беккет - оперативник отряда «Дельта». Именно его команде было поручено арестовать президента «Армахем Технолоджи» Женевьеву Аристид в конце F.E.A.R. В начале Project Origin Пойнтмэн взрывает реактор «Склепа», в котором как раз находился Беккет. В результате взрыва он попадает в клинику «Армахем», где в нём открывают неслабые телепатические способности и Женевьева Аристид решает, что его помощь может пригодиться для обезвреживания Альмы. Ну а в F.E.A.R. 3 сюжет построен на воспоминаниях о детстве Пойнтмэна и Пакстона, которые на этот раз действуют вместе (разработчики решили вернуть Пакстона в отдельном аддоне F.E.A.R. 2: Reborn). Чем намерены заниматься бывшие враги, какую цель преследуют – узнаете сами.
Геймплей
Для этого потребуется пройти восемь глав общей продолжительность примерно десять часов. Учтите, что это только прохождение за Пойнтмена. Те же восемь глав можно будет пройти и за Пакстона Феттеля (после своего триумфального возрождения он с красноречивой дырой во лбу разгуливает в качестве призрака). Это одна из ключевых находок всей игры. Обе кампании не похожи друг на друга. Место действия не меняется, но геймплей разительно отличается. Духи, как водится, оружие таскать не способны, поэтому Феттель в бою полагается только на свои телепатические приёмы. Но изюминка F.E.A.R.3 даже не в игре за Пакстона, а кооперативный режим прохождения. Вот тогда начинается веселье. Замедление времени – способность Пойнтмена – действует и на Пакстона. Один сносит головы на расстоянии, другой превращает врагов в фарш в ближнем бою. Смотрится очень эффектно. Очки начисляются каждому персонажу отдельно, поэтому их соперничество передаётся и игрокам. Примечательно, что во всех катсценах и внутриигровых роликах показаны оба брата, даже когда проходишь одиночную кампанию. После диалогов не играющий персонаж просто растворяется в воздухе.
Blood runs deep. F.E.A.R. runs deeper.
В первую очередь F.E.A.R. 3 – хоррор. Но, как и Monolith Production в Project Origin, Day 1 Studios с этой задачей не справились. Фантомы, литры крови и вопли Альмы максимум делают игровой процесс напряжённым. Дизайн уровней и напряжённая музыка тоже подливают масла в огонь, но не заставляют вжиматься в кресло и с дрожащими руками выискивать фонариком из темноты угрозу. В разработке игры участвовали Джон Карпентер и Стив Найлз. Первый своим фильмом «Хеллоуин» в 1978 году практически задал направление всему жанру хоррора в кинематографе, а Стив Найлз - признанный мастер ужасов в комиксах. Их стараниями игра получилась интригующей, атмосферной, стильной, но никак не страшной.
Если не брать во внимание попытки разработчиков пощекотать нервы, то игра превращается в добротный FPS с довольно сообразительным искусственным интеллектом, не брезгующим пользоваться укрытиями и забрасывать нас гранатами, хорошей графикой и зрелищными перестрелками (замедление времени присутствует). Одиночную кампанию первый раз дают пройти за Пойнтмэна. После каждой пройденной миссии идёт просчёт очков за отстреленные головы, убийства из конкретного оружия, найденные на уровне скрытые предметы и так далее. То есть, как вы поняли, присутствует внутриигровая система достижений. Награждают также за время прохождения главы. Вписался в отмерянный отрезок времени – получай очки. Их мы зарабатываем не только для удовлетворения чувства собственной важности. Продвигаясь по рангу, протагонист сможет дольше использовать slow motion или обзаведётся более быстрым восстановлением здоровья. В F.E.A.R. 3 присутствует система укрытий. Клавишей «Q» прячемся за предметы, вычисляем местонахождение врагов и потом в зрелищно расстреливаем их мгновенье ока, лишив солдат голов, рук, ног и остального хозяйства.
Страх и ненависть в интернете.
Есть в игре место и мультиплееру, в котором Day 1 Studios тоже не стали следовать шаблонам. Режимы интересны и соответствую вселенной игры. В Convulsions компания из четырёх человек отбивается от волн противников с небольшими передышками между раундами, в которых можно пополнить боеприпасы и приготовиться к следующей атаке. Напоминает zombie mode из Call of Duty: Black Ops, да и много ещё где встречались подобные состязания. Дальше – интереснее. В режиме Fucking Run отстреливая противников придётся попутно бежать от приближающейся стены чёрного дыма, поглощающего всё на своём ходу. Замешкается и даст себя окутать дыму один – закончен раунд для всех. Next Soul King напоминает прохождение кампании на Пакстона Феттеля. Нужно завладевать телами других игроков не давая себя уничтожить и не забывая подбирать с трупов черепа (заработанные очки). В Soul Survivor один игрок становится призраком и старается выжить, отбиваясь от остальных игроков и волн NPC. Задача призрака – превратить кого-то из бывших приятелей в себе подобного, тогда все атакуют его.
***
F.E.A.R. 3 – игра, которая проходится на одном дыхании и предоставляет интересный игровой опыт всем фанатам жанра FPS. Высокие оценки критиков тому подтверждение.
За предоставленную копию игры огромное спасибо компании Новый Диск.