Вышедший в ноябре 2018 года Fallout 76 стал эталонным примером того, как не надо создавать и продвигать видеоигры - оригинальный релиз стал настоящим посмешищем в Интернете, а многочисленные ошибки и сомнительные решения издателя и разработчика лишь подогревали соответствующие места у публики.
На удивление, Bethesda стоически реагировала на все уколы, а игра, несмотря на удушающий шквал критики, всё-таки продалась не так уж и плохо. Надо отдать авторам должное – череда небольших обновлений привела в итоге к появлению глобального бесплатного DLC под названием Wastelanders, который обновляет визуальную составляющую, добавляет новые предметы, сюжетную линию и долгожданных NPC. Fallout 76 однозначно стал лучше, но достаточно ли этого, чтобы рекомендовать её поклонникам сериала и жанра?
Мутанты и люди
Wastelanders, в отличие от многих MMO-, заставляющих пройти оригинальную кампанию, встраивает в оригинальный Fallout 76 новую побочную сюжетную линию о сокровищах и противостоянии Рейдеров и Поселенцев, которую можно проходить параллельно основной истории. Первые NPC встречают игрока уже на выходе из Убежища 76 – и, на удивление, появление неиграбельных персонажей, с которыми можно поговорить и поторговать, действительно во многом преображают и оживляют игру.
Это удивительно признавать, но Bethesda провела по-настоящему кропотливую работу, добавив не только ветвящиеся диалоги, интересных героев и разные фракции, но даже классические проверки на параметры героев и даже какие-никакие, но моральные дилеммы и вариативность! Всё, что касается основной сюжетной линии нового дополнения, является даже большим Fallout, чем неоднозначный Fallout 4 – и за это разработчиков искренне хочется похвалить. Увы, в старой сюжетной линии, посвящённой появлению новых мутантов, Горелых, и встрече со Смотрительницей Убежища, правок набралось не так много – это по-прежнему крайне идиотская тоскливая череда взаимодействий с терминалами, записками и отстрел сотен врагов.
Обидно, что изменения практически не коснулись самих квестов – как бы хорошо не была прописана к ним история, по большей части они остались весьма занудными типичными побочками из заурядных MMORPG середины 2000-х: принеси, сходи, подай и на фоне дополнения контраст ощущается ещё сильнее, чем раньше. Тем не менее, в Fallout 76: Wastelanders теперь действительно можно играть почти как в одиночную полноценную часть Fallout, что обещал нам ещё Тодд Говард на первой презентации. Жаль, что для этого игре понадобилось полтора года страданий.
Техника и технологии
Значительно лучше после Wastelanders игра стала работать и выглядеть. Новое освещение и правки движка придали Fallout 76 даже какое-то обаяние и шарм – местами игра смотрится если и не очень современно, то уж точно красочно и живописно. Руины цивилизации в Западной Вирджинии порой очень интересно изучать, смотреть по сторонам и исследовать – магию Bethesda в плане выстраивания декораций никто не отменял, но теперь её хотя бы не омрачают постоянные глюки и тормоза.
Но это вовсе не значит, что к техническому исполнению Fallout 76 всё ещё нет вопросов. Да, самые дурацкие глитчи, баги были исправлены, а качество сетевого кода и стабильность выросли и теперь в процессе игры можно не испытывать бесконечные приступы стыда и боли.
Но, например, сражения остались всё такой же кривой, бездумной и нелепой свалкой – с дурацкой стрельбой, дёргающимися и невменяемо тупыми врагами, которые плохо взаимодействуют с окружением. Поскольку это мультиплеерная игра, традиционный V.A.T.S. из предыдущих трёхмерных Fallout был заменён на его глуповатую имитацию в виде обыкновенного автоприцеливания, которое работает и выглядит всё также неуклюже.
Country roads, take me home!
И в этом заключается главная трагедия Fallout 76. Никакие события, пушки, правки баланса и появление NPC не исправят фундаментальных проблем игры, которые намертво зафиксированы в самом её устройстве, геймдизайне и механиках.
Элементы выживания, заключающиеся в необходимости следить за голодом, жаждой и уровнем радиационного поражения персонажа служат не для погружения в мир или добавления острых ощущений в приключение, а всё ещё выглядят скорее раздражающими рудиментами.
Настолько же сильно бесит и постоянно выходящее из строя оружие – даже в последней The Legend of Zelda дела с этим обстояли не настолько серьёзно. Богатые опции крафтинга и модификации предметов разбиваются о необходимость бесконечного фарма и гринда компонентов и неудобный интерфейс. Взаимодействие с другими игроками и PvP по-прежнему сильно оставляет желать лучшего, а местная королевская битва, Nuclear Winter, вот уже полгода пребывающая в состоянии беты, не способна в полной мере удовлетворить потребности в подобном контенте.
Единственная часть игры, к которой и на релизе было мало претензий – строительство собственной базы, которая благодаря избавлению от большинства глитчей и багов стала по-настоящему комфортной. На любом сервере вы наверняка встретите роскошные дворцы, базы и торговые залы, выстроенные другими игроками, которые крайне дружелюбно относятся к новичкам и заставляют задуматься о том, что Fallout 76 не достоин настолько преданного и сплочённого сообщества.
***
Fallout 76: Wastelanders превращает техническую и концептуальную катастрофу, которой была игра на протяжении полутора лет, в приемлемый и местами даже интересный онлайн-опыт, порой напоминающий то, за что мы любим современные части Fallout. Это намного более цельная, работоспособная и приятная игра, чем оригинальный Fallout 76, но всё ещё неоднозначный и, будем честны, необязательный релиз, который стоит рекомендовать разве что преданным фанатам Fallout 4 и современных выживалок, коими до краёв наполнен Steam.