Поклонники космических 4X-стратегий последние годы не испытывают недостатка в релизах. Превосходный Stellaris, неплохой Master of Orion, отличный Galactic Civilizations 3 – каждый фанат жанра мог найти себе что-то по вкусу. Потихоньку из раннего доступа до релиза добралась и Endless Space 2 – сиквел весьма занятной пошаговой космостратегии, которая появилась в 2012 году и также смогла завоевать любовь притязательной публики.
Бесконечный космос
Игравшие в Endless Space вряд ли найдут в сиквеле много разительных отличий – разработчики из студии Amplitude решили не городить огород и пошли по пути небольших добавлений, улучшений и кровосмешений с достижениями их предыдущего проекта, фентезийного спин-оффа Endless Legend.
Единственное, в чём сиквел кардинально превалирует над предшественником – визуальный и технический уровень исполнения. Несмотря на то, что игра сделана на осточертевшем спасителе всех инди-студий Unity, выглядит Endless Space 2 невероятно красиво. Потрясающей красоты туманности, детализированные планеты, яркие звёзды – после скудного на виды Endless Space, вторая часть выглядит настоящим праздником для любителей видов безбрежного и таинственного космоса.
Во всём остальном Endless Space 2 – это типичная, местами даже излишне, космическая 4X-стратегия, которая играется плюс-минус примерно также как все остальные игры подобного рода. Только надо отметить, что стратегия она хорошая.
Доминируй, властвуй, унижай
Как и всегда, задачей игрока является доминирование в галактике одним из способов – будь то максимальное развитие науки, экономическое превосходство, тотальное военное доминирование или захват основных узловых систем. То, каким способом придёт к победе игрок решает он сам на основании собственных предпочтений и выданных ему условий – некоторые системы явно сподвигают к системной экспансии, в то время как другие лучше подойдут для медленного дипломатического наступления.
Под управление нам предлагают взять одну из «восьми уникальных и непохожих друг на друга рас» - и здесь этот типичный пресс-релизный оборот идеально описывает креативные затраты Amplitude Studios на создание по-настоящему своеобразных цивилизаций. Расы различаются друг от друга не только внешним видом, но и философией существования, механиками экспансии в космосе, экономикой и, в конечном итоге, способами достижения победы. И кроме достаточно стандартной человеческой Империи или жадных до науки Софонов тут есть много интересных по механикам существ.
Например, Несгибаемые, разумные деревья-пацифисты, не рассылают колонизаторские корабли к соседним системам, а прорастают в них корнями, что даёт им возможность распространяться по вселенной бесплатно. Люмерис – боги торговли и при случае могут просто-напросто купить нужную им планету, а их экономическая мощь позволяет им при случае очень быстро нарастить производство неисчислимого флота. Или вот взять расу Пожирателей, которые просто обращают все планеты вокруг в безжизненные булыжники, поглощая всё на своём пути. Для тех, кому мало существующих цивилизаций, есть неплохой редактор, плюс наверняка стоит ждать новых в грядущих DLC.
Властелины и чернь
У каждой из сторон в Endless Space 2 есть свои собственные сюжетные квесты, которые здорово задают вектор устремлений вашей расе, плюс приличное число случайных событий и групповых задач, выполнение которых сулит приличными дивидендами.
Основательно поработали Amplitude над внутренней политикой – внутри вашего государства сосуществуют больше партии, от экологов до милитаристов, и каждое решение и событие на макростратегическом уровне меняет их соотношение. Жестокий конфликт на границах уменьшает число пацифистов, а активные вливания в науку повышает влиятельность учёных. Те, в свою очередь, дают доступ к различным указам-баффам, которые можно использовать в своё благо, пока очередная партия находится во главе политического движения, что определяется проходящими каждые 20 ходов выборами.
Важную роль влияет и общественно-политической строй вашей космической империи. Идеального варианта управления, естественно, не существует – военизированной и агрессивной экспансии отлично подходит диктатура, а для равномерно развивающегося крупного объединения идеальным выбором станет демократия.
Внешняя политика получилась же довольно слабой – ИИ туповат, несговорчив и пассивен, как и во многих других играх жанра. Кроме этого, Amplitude совершенно не приемлет в своих проектах подковёрной борьбы и шпионажа – в Endless Space 2 этого просто нет.
Кому война, кому – машинки
Отдельные несколько слов стоит рассказать про бои и конструктор кораблей. По масштабу и проработке последний получился хоть и не конкурентом коллеге из GalaCiv 2 и 3, но весьма любопытным – модулей для сбора необходимых космосудов действительно много и зачастую в борьбе с какой-то конкретной расой нужно подбирать для своего флота сообразный дизайн и вооружение. Важно здесь соответствовать не только прогрессу, но и конкретным задачам, что является подчас непростым испытанием для ума.
Что касается самих битв, то проходят они, увы, без непосредственного влияния игрока – тот волен лишь выбрать тактику поведения, после чего посмотреть итоговый результат или ознакомиться с красивой 3D-симуляцией сражения.
Все манипуляции проводятся в весьма простом по внешнему виду, но очень строгом и интересном по дизайну интерфейсе, за который сначала хочется разработчиков громко ругать, а потом, спустя какое-то время, наоборот – хвалить, что для 4X-стратегий является ярким комплиментом.
В принципе, Endless Space 2 делает самое главное, что нужно для подобного рода игр – он увлекает. Если начать рассказывать про особенность колонизации каждой расы, экономику, героев и особенности национальной политики данный и не без того немаленький обзор рискует превратиться в энциклопедию-гайд, что делать совершенно не хочется.
Да, есть у игры и свои недостатки – стартовые условия при генерации часто распределяются неравномерно, экономическая победа слишком часто находится на стороне Люмерис (что понятно, но обидно), есть и падающие скрипты с дырочками в экономике. У русскоязычных пользователей тоже есть свои претензии – хоть игра и общается с нами на одном языке, но пока делает это большими кусками, хотя непереведённые куски обещали поправить в самом ближайшем времени.
Но по опыту Endless Space и Endless Legend почему-то хочется верить, что если не все шероховатости, то их подавляющее большинство прикроют патчами и DLC в течение текущего года.
***
Endless Space 2 – это замечательная космическая 4X-стратегия, которая вполне способна потягаться со Stellaris за сердца поклонников жанра. Если разработчики не остановятся на достигнутом и продолжат улучшать её механики и добавлять новый контент, то её ждёт вполне себе долгая и счастливая судьба. Amplitude Stuidios, пожалуйста, не подведите нас!