Появившийся в 2014 году Elder Scrolls Online, как ни старались разработчики, не смог заменить поклонникам «Древних Свитков» до сих пор не анонсированной шестой части. Вовремя поменяв модель распространения ESO с подписок на pay-to-play, ZeniMax смогли остановить отток игроков, а большие контент-патчи, которые можно было покупать как за реальные деньги так и за внутриигровую валюту, даже смогли вернуть в игру многих давних подписчиков.
Теперь же к Elder Scrolls Online вышло первое масштабное дополнение, которое распространяется по той же формуле, что и оригинальный Tamriel Unlimited – чтобы отправиться на до боли знакомый остров Ввандерфелл, придётся заплатить кровными.
Мы следим за тобой, ничтожество!
Bethesda и ZeniMax с самого анонса дополнения торговали ностальгией по Elder Scrolls III: Morrowind, отпраздновавшей недавно своё пятнадцатилетие. Кому-то это может прийтись не по нраву, но свою линию разработчики гнут до конца – игрок высаживается в той самой рыбацкой деревушке Сейда Нин, основная сюжетная линия связана с живым божеством Вивеком, а нас в добровольно-принудительном порядке водят по знакомым местам.
Пускай события онлайнового Morrowind проходят на добрых несколько столетий ранее Elder Scrolls 3, Ввандерфелл получился максимально узнаваемым и читаемым – тут вам и привычные грибочки, маги Телванни и Великие дома, двемерские развалины и даэдрические святилища – разве что размеры острова заметно «скукожились» по понятным причинам.
Поправка на время действия, разумеется, существует. Вивек всё ещё строит огромный роскошный город имени себя, провинция не легла полностью под контроль Империи, вокруг Красной горы не воздвигли Призрачный предел, а Трибунал находится в максимальной силе и здравии.
Дальше вы не пройдёте, пока не получите бумаги
Подхватывают ностальгические порывы и сюжетные задания нового Morrowind, которые содержат очевидные референсы в адрес Elder Scrolls 3, включая знакомых героев и заковыристые политические интриги, ставшие визитной карточкой этих непростых земель. По уровню проработки диалогов, персонажей и постановке дополнение оказывается на голову выше оригинальной игры и многих больших сюжетных патчей, которые вышли за прошедшие три года – причём самое приятное, что сценаристы и дизайнеры работали не только над главной веткой, но и задались целью наполнить мир маленькими взаимосвязанными побочными историями. Есть, конечно, и маленькие банальные задания в духе «убей десять нетчей», но их, к счастью, меньшинство.
Пускай на полное освоение контента дополнения уйдёт от силы 40 часов, по степени ручного труда The Elder Scrolls Online: Morrowind вплотную приближается к стандартам хорошей однопользовательской RPG. К счастью или сожалению, но дело мы имеем с MMORPG, а потому местами обилие развлечений для одного игрока вступает в прямой конфликт с MMO-сущностью проекта.
Под луной и звёздами
Разработчики здорово придумали снять напряжённость с серверов тем, что впустили предзаказавших Morrowind в мир на две недели раньше всех остальных. От проблемы рушащегося ощущения персонального приключения это не избавило – в Elder Scrolls Online, в отличие от многих заданий в том же World of Warcraft, нет персональных квестовых подземелий и зон. В результате какой-нибудь NPC вам может затирать о том, что ты единственный и избранный, а за твоей спиной в очереди стоят десять других таких же героев. Ситуации с ожиданием возрождения квестовых монстров или персонажей случается, как можно догадаться, постоянно.
Слава богу это почти не раздражает, а за новый PvP-режим Battlegrounds, несмотря на простоту реализации и проблемы с балансом и новый рейд такие несостыковки можно простить – редкая MMORPG обходиться без подобных проблем, особенно на старте.
Мой лаcковый миша
Что касается нового пятого класса, который называется Warden, то говорить о нём подробно бессмысленно – друидообразного героя, призывающего себе в помощь мишку, из-за особенностей классической ролевой системы Elder Scrolls «используй навык, чтобы его прокачать» и трёх веток навыков легко превращается из танка и героя ближнего боя в отличного саппорта\хилера. Некоторые игроки пожаловались, что в угоду уникальности «Смотрителя» были перебалансированы четыре других класса, но значительного перекоса разработчикам вроде бы удалось избежать. Во всяком случае, играть в The Elder Scrolls Online и получать удовольствие можно абсолютно любым способом.
И это самое важное! Да, здесь даже после дополнения не так много высокоуровневого контента, PvP даже с вводом нового режима скуден, а PvE не хватает размаха и разнообразия. Если ZeniMax Online и Bethesda не прекратят свою работу, то возможно мы как-нибудь неплохо протянем ещё пару-тройку лет в ожидании The Elder Scrolls VI. Они же когда-нибудь его сделают, верно?
***
The Elder Scrolls Online: Morrowind является одновременно и прекрасным стартом для знакомства с TESO и неплохим поводом вернуться в неё. Приличное количество нового контента, ностальгический Ввандерфелл, качественные квесты, новый класс – этого вполне достаточно, чтобы назвать дополнение удачным, пускай в нём есть недостатки и отсутствует настоящая новизна, которая всегда присутствует, например, у дополнений к World of Warcraft.