Выхода Dishonored ждали уже давно. Интересный антураж, разные стили прохождения миссий и отсутствие порядкового номера в названии не могли не приковать взгляды общественности. Шикарные ролики всё больше подогревали интерес, и ещё до выхода игры её начали именовать претендентом на «Игру года». Но оправдала ли она возложенные на неё ожидания?
Своя атмосфера
Главный герой, в чью шкуру мы влезем на всю игру, и из чьих глаз будем наблюдать за происходящим, по имени Корво – телохранитель императрицы. Вернувшись на пару дней раньше со своего специального задания, он становится свидетелем убийства императрицы и похищения её дочери. Инициаторы переворота делают нашего безмолвного героя виноватым во всём и бросают в тюрьму. Но накануне казни Корво удаётся бежать, благодаря лоялистам – добрейшим и справедливейшим людям, которые без всякой для себя выгоды стремятся посадить на трон малолетнюю, но законную наследницу – дочь императрицы Эмили.
С самого начала всё происходящее вокруг вызывает стойкое отвращение. Мир охватила чума, повсюду снуют крысы, способные, собравшись в стайку, заесть человека. Город наглухо перекрыт военными, а по подворотням снуют карикатурные бандиты, да плакальщики – настолько поражённые чумой люди, что зомби на их фоне выглядели бы красавчиками. Книги, разбросанные по уровням, вместо красивых историй повествуют о разделывании ещё живых китов и рассказывают истории бедных семей, в которых болезнь забирала людей день за днём.
Авторы явно перегнули с нагнетанием атмосферы. Этот мир не хочется не то что спасать, а даже находиться в нём. Грязные улочки, заполненные разной гадостью, соседствуют здесь с развлекающими знать шикарными борделями и балами, на которых правит порок и лицемерие. В Arkane Studios явно подозревали о такой реакции на их продукт. Игрок, решивший, что этот мир окончательно прогнил и не заслуживает исцеления, способен планомерно, от уровня к уровню, погружать его всё сильнее в хаос. Для этого не придётся совершать какой-то сложный моральный выбор, нужно лишь, стиснув зубы, отправится вперёд, уничтожая всё живое на своём пути.
Два пути
Благо, куча разнообразных гаджетов и умений нам в этом помогут. Убивать всех, кто попадётся под руку можно при помощи пистолета, клинка, арбалета, гранат и мин. Разнообразить арсенал можно на базе лоялистов, у Пьеро, принося ему чертежи и заказывая оборудование по его собственным. Не менее полезными окажутся и сверхъестественные способности Корво. Получит он их от некоего Чужого - бессмертного существа, веками развлекающегося наблюдением за простыми смертными. Этот эпизод притянут за уши к основному повествованию, а сам Чужой не очень вписывается в мир игры. Однако, его подарки просто неоценимы. Ведя этот мир к гибели, главный герой сможет замедлять время, спокойно перерезая беспомощных врагов и, будто ситх, раскидывать неприятелей по сторонам. При таком подходе за нами будут оставаться горы трупов.
Но всё резко поменяется, если вы решите дать этому миру второй шанс. Придётся забыть об убийствах и взрывах, прятаться в тени и даже не думать о пистолете и клинке, а болты в арбалете сменить на усыпляющие дротики. Корво придётся много работать руками, душа неприятелей и относя их в тихие местечки, пока те мирно посапывают. В этом случае игра превращается в почти настоящий стелс, омрачённый, однако, абсолютно читерскими способностями главного героя. Во-первых, умение «Перенос» позволяет телепортироваться пусть на небольшие, но всё же расстояния. Слишком уж лёгкой становится жизнь игрока, способного скакать по крышам над головами врагов и переноситься им прямо за спину, особенно учитывая, что ходят те в основном в одиночку. Но что действительно рушит весь скрытный стиль прохождения, так это умение «Тёмное зрение». Ближайший аналог, это режим детектива из Batman: Arkham City: мир наливается другими оттенками, а враги и полезные предметы ярко подсвечиваются и видны сквозь стены. Но в том же Бэтмене такой светофильтр резал глаза и сильно мешал ориентироваться в пространстве. В Dishonored же, напротив, этот режим не вызывает дискомфорта, да ещё и услужливо показывает направление и дальность взглядов противника. Легче могло бы быть, только если нам разрешили проходить сквозь стены и убивать врагов силой мысли.
Можно было рассчитывать на вариативность прохождения миссий, но и она подкачала. Здесь вам не Hitman и расправиться с главной целью на уровне можно обычно всего тремя способами. Первый прост и лаконичен - придти и прирезать жертву. Со вторым придётся немного повозиться: сначала тихо прокрасться, а потом, используя заранее заготовленный подарок судьбы, вроде яда в бокале вина, навсегда утихомирить цель. Третий способ самый долгий, но и самый интересный. Для его претворения в жизнь обычно приходится изучать весь уровень целиком, выполняя побочные квесты, зато жертва в итоге остаётся жива, что хорошо сказывается на спасении этого мира от хаоса.
Не блещут умом и противники. Если тихо душить их одного за другим, то они никогда не спохватятся пропавших товарищей. Также удивляет их реакция на выход из строя различных машин и устройств, работающих на ворвани – главном местном энергоресурсе. Для остановки оборудования достаточно вытащить из него бак с ворванью. Солдаты на такое лишь немного поворчат, но пройти десять метров и заменить бак им слишком лень. Зато противники сильны и искусны в открытых конфликтах. Намеренная стычка даже с тремя обычными солдатами грозит смертью главному герою, а уж драться в рукопашную с толлбоями, ходящими на механических ходулях и закованными в броню, – настоящее самоубийство.
***
По большому счету, Dishonored хорошая игра, способная занять игрока на несколько вечеров. Пусть и отвратительный, но величественный мир вызывает, порой, благоговейный трепет. Эту игру можно бездумно пробежать, снося всё на своём пути, а можно исследовать каждый закоулок, наполненный массой приключений. Возможность менять окружающий мир в лучшую или худшую сторону – вот главное достоинство Dishonored.