Одиннадцать лет назад, как раз на пороге миллениума, Уоррен Спектр и Джон Ромеро подарили миру Deus Ex, которая стала эталоном жанра киберпанк и высоко подняла планку качества создания стелс-шутеров от первого лица. О вышедшей тремя годами позже Deus Ex 2: Invisible War мы из вежливости вспоминать не станем, ведь игра была просто недоразумением, а прямиком перейдём к обозреваемой игре – Deus Ex: Human Revolution. Вот так сразу назвать игру шедевром, поставить наивысшую оценку и на том закончить статью невозможно, так как она при всём своём великолепии страдает типичными проблемами многих современных игр. Но если на немногочисленные огрехи Human Revolution посмотреть под правильным углом, то они превратятся в достоинства.
Действие Deus Ex: Human Revolution разворачивается за четверть века – 2027-ой год – до событий оригинальной Deus Ex и является её прямим приквелом. Мир будущего разделился на два враждующих лагеря. Половина человечества, рискуя собственной жизнью, модернизирует себя кибернетическими аугментациями, над созданием которых трудятся лучшие умы человечества в разных уголках мира. Остальные же – пытаются доказать утопичность этой идеи и всеми силами стараются разжечь гражданскую войну. И их можно понять, ведь не смотря на то, что аугментации полностью решают проблему инвалидности, способны значительно продлить жизнь и открывают невиданные доселе возможности, люди становятся зависимыми от препарата «Нейропозин», который помогает приостановить отторжение организмом приращённых органов. Но, как и у монеты, у этого революционного скачка в развитии медицины есть и обратная сторона – внедряя себе в организм кибернетические усовершенствования человек становится марионеткой в руках миллиардеров, которые стремятся использовать аугментации для порабощения человечества.
Нам же, в роли Адама Дженсена, предстоит окунуться в самый что ни на есть эпицентр описанных выше событий. Адам - начальник службы безопасности детройтской компании «Шариф Индастриз», являющейся одним из лидеров среди производителей механических имплантатов . В ничем не примечательный для будней Детройта денёк в недра компании приникает группа неизвестных террористов, которые устраивают в лабораториях настоящий ад и похищают несколько ведущих учёных «Шариф Индастриз», включая подружку Дженсена Меган Рид, которые трудились над решением проблемы отторжения аугментаций. Адам в одиночку пробирается в лаборатории и пытается помешать похищению. Но встретившись с парнями, которые из-за обилия «надстроек» уже очень отдалённо напоминают людей, он получает несовместимые с жизнью повреждения. Такие события явно указывают на то, что начальник службы безопасности из Дженсена никудышный, но Дэвид Шариф это мнение явно не разделяет и, потратив несколько миллионов, собирает Адама буквально по кусочкам возвращая его к жизни, попутно снабдив беднягу кибер-руками и искусственными глазными яблоками. Напоминает, простите, как Цербер вернул к жизни Шепарда, но это такое. Теперь задача Адама – найти организатора нападения на «Шариф Индастриз», вернуть похищенную девушку и остальных учёных, попутно раскрыв всемирный заговор. О сюжете больше ни слова, ведь играть в детектива в Deus Ex: Human Revolution действительно интересно.
В игре всегда есть целых три способа прохождение квестов. Первый – не задавая лишних вопросов перестрелять всех на пути к цели, вывести из строя всю технику и, не ломая голову над поиском паролей к терминалам и дверям, взломать нужную панель доступа. Второй – мирным дипломатическим путём идти на уступки, убеждать нужных людей во имя Правого Дела пропустить вас в нужное место и тщательно обыскивать всё вокруг в поисках карманных секретеров, небрежно брошенных или забытых в офисах. Ну и третий, самый интересный и наиболее поощряемый разработчиками – сайлент мод. Другими словами – скрытое прохождение. Deus Ex: Human Revolution даёт уникальную возможность почувствовать себя таким хитрым и изворотливым, каких ещё свет не видывал. Всю игру можно пройти, не убив ни одного человека, помимо трёх обязательных боссов, которые, кстати, никак не вписываются в общую картину игры. Почему так? Да просто после напряженных часов пряток за ящиками и отчаянного взлома различных терминалов, встреча с таким себе сверхчеловеком, который просто шагает на тебя с непроницаемой рожей или скриптово перепрыгивает через стены в условленных местах выбивает из колеи. Запас здоровья у них, при этом, просто бездонный и приходится оставить на месте сражения весь с таким трудом накопленный боезапас, чтобы уложить наконец его/её на лопатки. И это учитывая тот факт, что обычно рядовые противники на любой сложности снимаются одним единственным прямым попаданием в череп, ну если на голове нет шлема или защиты. Как я уже говорил, сценаристы Eidos Interactive придумали очень интересный, запутанный и непредсказуемый сюжет с множеством сюжетных развилок и несколькими концовками. Сейчас последует уже эталонная для подобного рода ААА-проектов фраза, так что простите, но «те или иные решения, принятые по ходу игры, имеют далеко идущие последствия». Не буду распространяться, дабы не наспойлить, просто скажу, что так оно и есть, можете поверить мне на слово. Сайд-квесты в игре, к слову, реализованы прекрасно и также интересны, связаны с основной сюжетной линией и приносят много опыта, так что не ленитесь изучать игровой мир – в Deus Ex: Human Revolution это истинное наслаждение.
Помимо отличного сюжета, игра отличается великолепнейшим геймдизайном и звуком. Картинка выполнена в золотисто-серых цветах, в кадре постоянно находится куча предметов, а пространство наполнено звуками и шорохами, добавляющими реальности происходящему. Но есть один огромный минус в проектировке локаций: где бы не побывал Дженсен, будь то Детройт, Шанхай, Монреаль, Сингапур или Арктика, повсюду можно увидеть одни и те же решётки на вентиляционных шахтах, идентичные кнопки вызова лифта, торговые автоматы и ящики, а о мониторах, консолях входа и охранных системах я вообще молчу. Складывается ощущение, будто производство последних монополизировала одна единственная компания. Графическое исполнение также очень спорное. Основа игры – видавший виды Crystal Dynamics Engine, но нужно отдать разработчикам должное, они до сих пор выжимают из него качественную, хоть и страдающую местами от недостатка полигонов графику.
Ролевая система в Deus Ex: Human Revolution реализована просто и понятно. Практически за любое действие (убийства, исследование локаций, взлом, бесшумное выполнение миссий и так далее) игрока наделяют очками опыта, которые способствуют повышению уровня, а переход на таковой поощряется «праксисами», необходимыми для улучшения кибер-способностей Адама. Аугментации организма заменяют привычное дерево умений в RPG играх. К финалу игры Дженсен напоминает настоящего универсального солдата. Улучшения делятся на семь классов: модификации черепа, торса, рук, глаз, спины, кожи и ног. Для перечисления всех получаемых возможностей потребуется не одна сотня знаков, но среди особых способностей Адама можно выделить социальный корректор (помогает убедить собеседника в диалоге, изучив особенности его психики и темперамента), сверхзрение (возможность видеть противников и вражескую технику сквозь стены), маскировка а-ля Crysis и взрывная система «Тайфун». Это не считая, что Адама можно заставить быстрее бегать, прыгать с любой высоты, взламывать компьютерные системы с меньшей вероятностью быть обнаруженным, сделаться невосприимчивым к газовым и световым гранатам, твёрже держать прицел, получать меньший урон так далее и тому подобное. На некоторые умения приходится затрачивать энергию, которая требует восстановления, но и эта проблема решается с помощью различных апгрейдов. Прокачать всё вы сможете, только побывав во всех уголках предложенных локаций и выполнив все задания с максимально выгодной стороны, но и это, что называется, маловероятно. Наборы «праксис» также можно приобрести в клиниках, но они стоят немало денег и их разумнее потратить их на улучшение оружия и приобретение разных полезных девайсов.
Deus Ex: Human Revolution пока абсолютно бесспорно тянет на Игру Года и если вы до сих пор не обзавелись копией игры, то рекомендую сделать это как можно скорее. Перед вами FPS, в которой в кои то веки нужно сначала думать, прежде чем жать на курок. Прекрасно поставленные диалоги, умопомрачительной красоты геймдизайн, живой игровой мир и, что самое главное – по-настоящему затягивающая история и запоминающаяся атмосфера. На октябрь уже запланирован выход полноценного сюжетного DLC «The Missing Link», подкидывающее Адаму Дженсену ещё одно непростое испытание, так что не пропустите.
За предоставленную копию огромное спасибо менеджерам компании Новый Диск. Локализация игры просто превосходная!