После вышедшей на закате жизненного цикла PlayStation 3 «За гранью: Две души» (он же Beyond: Two Souls) вера в светлое будущее интерактивного кино угасла даже у ярых поклонников творчества французской студии Quantic Dream – и это при том, что чуть ли не со времён Fahrenheit у творений Дэвида Кейджа находилось немало злопыхателей, презрительно называющих его работы едким словом «кинцо». В этом свете ожидание Detroit: Become Human было омрачено тревогами и страхом за то, что у нас получится ещё один не очень увлекательный фильм ценой в четыре тысячи рублей за просмотр.
Но Кейдж смог осознать все ошибки Beyond: Two Souls, сделал несколько шагов назад в сторону гораздо более успешного Heavy Rain и подарить всем замечательный научно-фантастический триллер о том, что же делает нас людьми.
Три судьбы, три светлых повести
События игры разворачиваются в 2038 году в Детройте, где корпорация CyberLife смогла создать в услужение людям десятки видов продвинутых андроидов, практически не отличимых от своих создателей. Мойщики окон, официанты, няньки, патрульные полицейские – не нашлось той сферы обслуживания, где человеческий труд не заменили бы безропотные машины.
Естественно, что далеко не все восприняли такие перемены с энтузиазмом – многие люди потеряли работу, а само существование бок о бок с ожившими пластиковыми куклами во многих вселило страх. До мрачной киберпанк-антиутопии Detroit: Become Human не скатывается, но атмосферу напряжения и конфликта при общей технологичности пространства он показывает неплохо.
Главными героями Detroit являются три совершенно непохожих по характеру, образу мыслей и взглядами на мир андроида, чьи судьбы ловко пересекутся в финале истории. Первый герой – полицейский Коннор, уникальный робот-прототип, направленный на помощь людям в расследовании дел так называемых девиантов, андроидов со сбившейся программой, которые обнаружили в себе способности к эмпатии и чувствам. Второй герой – няня Кара, купленная для присмотра за девочкой Алисой. Наконец, третий персонаж, Маркус, персональный помощник старого художника, прикованного к инвалидному креслу. Буквально в первых же сценах Кара и Маркус после определённых событий становятся теми самыми девиантами и освобождаются от своих программ, чтобы начать путь к свободе.
Одно из важнейших достоинств «Detroit: Стать человеком» заключается в том, как сильно отличаются герои и их истории друг от друга. Кара просто хочет любой ценой защитить Алису и всю игру мы наблюдаем за тем, как робот-помощник и подопечная постепенно превращаются в настоящую семью, несмотря на трудности, препятствия и невзгоды. Маркус сталкивается с трудным бременем лидера, который хочет привести свой народ к свободе, выбрав правильный путь. Коннор же больше всего напоминает Кея из Blade Runner 2049 – поначалу холодный и бесстрастный со временем он начинает ощущать неуверенность в своих действиях и проникается уважением и сочувствием к своему напарнику-человеку.
Выбор ваш
Или не проникается – пускай Девид Кейдж поступает немного нечестно, как бы подталкивая нас думать за андроидов мерками людей и совершать соответствующие действия, прямо как в Heavy Rain перед игроком раскидывается полотно возможностей, которое можно воочию лицезреть в конце каждой главы в виде развесистой схемы решений, действий и последствий.
Да, многие опции сделаны скорее для отыгрыша роли и на развитие истории не влияют – но и глобальных развилок здесь достаточно. Отдельно нужно учитывать не только ваши решения, но и отношения окружающих к герою – дружба, равно как и вражда, иногда открывают интересные варианты развития событий. При этом, в отличие от Beyond: Two Souls и Heavy Rain, полных дурацких сюжетных дыр, противоречий и недосказанностей, чуть ли не впервые у Quantic Dream получилась действительно цельная и литературная история, к которой не хочется предъявлять претензии по поводу отсутствия каких-то глубоких мыслей и тонких материй или неоднозначного сеттинга, который слабо вяжется с 2038 годом.
Играть в это приходиться примерно также как в Heavy Rain, только немного проще и чуть интереснее. Несмотря на различия в моделях и характерах, герои обладают примерно равными способностями – разве что у Коннора есть протокол, помогающий исследовать улики и реконструировать происходящее в виде симуляции, а Маркус, наоборот, умеет просчитывать варианты разработанного на будущее плана. В остальном это привычные QTE, выборы развилок и диалоги, привязанные к лицевым кнопкам геймпада.
Power
То, что Дэвид Кейдж не был ведущим сценаристом, помогло не только истории, но и дало ему больше сил для работы в качестве постановщика – режиссура и, если так можно сказать, операторская работа в Detroit: Become Human на две головы превосходит таковую и в Beyond, и Heavy Rain. Вкупе с изумительной лицевой анимацией и проработкой окружения, детализированным миром, тонкой работой с освещением и кадром это погружает в мир Детройта будущего так, что игру, рассчитанную примерно на дюжину часов прохождения легко одолеть буквально за пару заходов.
Не меньше комплиментов хочется адресовать музыке и актёрской игре. На этот раз звёзд уровня Дефо и Пейдж не позвали, но это не значит, что здесь некого смотреть и слушать – например, напарника Коннора, детектива-пьянчугу Андерсона играет Клэнси Браун (Зим из «Звёздного десанта», майор Шуновер из недавних телесериалов «Каратель» и «Сорвиголова»), а художника и хозяина Маркуса играет Лэнс Хенриксен, любимый всеми андроид Бишоп из «Чужих».
***
Detroit: Become Human не хватает глубины проработки затронутых ею серьёзных тем и новизны Heavy Rain, но от этого менее увлекательным приключением он не становится. Благодаря шикарной картинке, динамически развивающейся от ваших действий истории и располагающим к себе героям новый проект Дэвида Кейджа держит в напряжении от первой сцены до финальных титров и подталкивает к тому, чтобы попробовать пройти игру по-другому как минимум ещё пару-тройку раз.