Платформеры стали неотъемлемой частью игромира в далекие 90-е. Сколько тогда выходило игр на приставках NES (в народе Dendy) или PS2 - не счесть. Для многих современных игроков это были суровые будни, когда Черепашки-ниндзя и Принц Персии воспринимались не как трехмерные игры с широким набором возможностей, а как двухмерный бег по выступам, крышам и локациям на телевизоре.
В настоящее время качественный платформер становится зверем из красной книги. До недавнего времени раскрутить разработку подобного проекта, было непосильной задачей, но после феноменального успеха Limbo, некоторые известные студии решили совместить несовместимые жанры.
Зомби-платформер во все оружие
Казалось бы, что общего между зомби-апокалипсисом и платформером. Это как квадратный мяч на футбольном поле - и играть невозможно, и выбросить жалко. Но компания Tequila Works не побоялась сложностей и создала своеобразный проект.
С первых минут видно, что создатели вдохновлялись Limbo. Свет в кадр всегда подается сбоку, из-за спины персонажа, тем самым держа главного героя все время в тени. Постоянные сумерки и мрачная атмосфера сразу вводит нас в курс дела.
Суть сюжета раскрывается нам устами героя: шел 1986 год, все было прекрасно и замечательно, но разразился вирус и поглотил, то ли всю страну, то ли только один Сиэтл. Нашего бомжеватого главного героя зовут Рендел Уэйн. Он выжил после глобального экстерминатуса и теперь всеми силами пытается найти свою жену и дочь. Пересекая огромные автострады с пробками до горизонта, грязные подворотни, напичканные мертвецами по самое не могу, он направляется к Убежищу, о котором говорили власти. Но когда достигает этого самого Убежища - понимает, что военные решили разыграть совсем другую партию и взяли народ в заложники.
Изначально наш герой не имеет никакого оружия, поэтому встречи с зомби заканчиваются всего двумя вариантами: он убегает или погибает. Третьего не дано. Убегая, он может залезать на капот машины, отодвигать баки с мусором, загораживая путь мертвецам.
Локации сменяются быстро, постоянно держа в напряжении. Залезая в чей-нибудь дом, вы можете встретиться с его хозяевами, правда, есть вероятность, что им сильно возжелается вашего мяса. Впрочем, в награду за смелость вы не только получите возможность продолжить путь, но и найдете аптечку - заодно восстановите здоровье. Его, к слову, хватит всего на три встречи с зомби - стоит лишь немного зазеваться, и вырваться из цепких объятий вам уже не суждено. Но даже при таких обстоятельствах Deadlight не кажется сложным, так как в любой момент «тени» могут остаться с носом, нужно лишь залезть на высокий ящик или залезть на столб электропередач.
Нет оружия… совсем нет!
Еще один плюс в отсутствии постоянного оружия при себе. Сначала Рендел совершенно безоружен. Единственный способ уйти от зомби - ввалится в дом или просто убежать! Лишь после двадцатой минуты игры игрок получает топор. Убить им достаточно трудно, если только противник не лежит на земле. Хороший взмах может сбить с ног, но не более того.
Еще через час игры в руках Уэйна появится пистолет, тем самым позволив ему спасаться от толпы «теней», расстреливая скудные запасы патронов.
Крыса подземелий.
И если первая половина игры выглядит забористым зомби-боевиком, когда мы с изрядной долей иронии расправляемся с мертвяками, то после встречи с Крысой начинаешь осознавать, что данная игра может быть тем еще и платформером.
Сюжет кардинально меняется, когда Рендел Уэйн знакомится с Крысой: странноватый старикашка с испорченными мозгами из-за чрезмерного употребления мяса крыс. Он заставляет вас испробовать на себе пару сотен своих ловушек, тем самым возвращая нас в тот платформер конца 90-х - начала 2000-х, когда лишь предельная концентрация и ловкость рук позволяют в очередной раз уйти от копей на дне ямы.
Здесь не так много стандартных головоломок жанра. Подставить ящик, выбить с помощью рогатки фиксирующую палку, мешающую лифту опуститься, отпрыгнуть от стены и схватиться за выступ, как какой-нибудь ниндзя…
Графический платформер
Deadlight - это не просто платформер вроде Super Meat Boy. По сравнению со многими представителями жанра, игра является отличным образцом использования движка Unreal Engine для создания 3D-картинки. Ваши противники идут из глубины экрана к вам, что позволяет все время находиться в состоянии ощущения полного присутствия, даже, несмотря на необычный угол просмотра (особенно, для любителей современных игр). Удачна и сама картинка, ведь большинство платформеров не обладают детализацией. Здесь же Tequila Works смогла мудро соединить несовместимые вещи, и знаете что, это смотрится просто великолепно. Мертвый свет (дословный перевод Deadlight) здесь присутствует постоянно, нагнетая своими сумеречными и слегка размытыми фонами, «тенями» из мрака (уж извините, за каламбур) и нервной атмосферой, близкой к хоррору.
Кроме того, не стоит забывать и о переходах между частями игры. Они оформлены свежими и необычными вставками в виде рисованных новелл (жаль РС-версия этого не позволяет насладиться ими в виду отсутствия звука, но об этом позже). Они объясняют, что происходит на экране, чем занимаются военные (вместо спасения людей), да и вообще, рассказывают много интересного.
Баааааааааааги!
И если первое впечатление об игре близко к «очень хорошему», то в дальнейшем оно становится все хуже. Виной тому ужасная оптимизация на РС. Игра постоянно вылетает, стоит ей чуть-чуть повиснуть, во время запуска рисованных новелл отключается звук и приходится довольствоваться только субтитрами и картинками, а это уже определенно не может радовать.
Также можно отметить, что игра слабо сбалансирована в плане зомби-экшена. За все время наш герой лишь 5-6 раз умудряется попасть в непростую ситуацию с переизбытком «теней», но всякий раз его кто-то спасает. А самая непростая ситуация возникает лишь в тот момент, когда нашему герою необходимо уворачиваться от Крысиных ловушек, да от открытых участков с электричеством.
***
Deadlight изначально строился на необычном совмещении двух идей - зомби-апокалипсиса на базе платформера с графикой Unreal Engine 3. Если оценивать с этой точки зрения - проект вышел на загляденье, тем самым доказав, что нет пределов человеческой выдумки. Но если оценивать атмосферу игры - разработчикам есть над чем поработать. В первую очередь, какая это игра: экшн-хоррор или платформер? Тут же стоит ответить на вопрос: откуда у нашего главного героя такая невероятная цепкость, что он не срывается с подоконников? Если в Assassins Creed это объясняется годами тренировок, то здесь нам толком ничего неизвестно о прошлом героя. Есть лишь история спасения Уэйном своей семьи и все! Короткими флэшбэками/галлюцинациями мы возвращаемся в прошлое героя, но видим там только стрельбу по банкам и воронам, да мир до катастрофы, когда все радужно и ярко…
Deadlight безусловно игра интересная и любители зомби-жанра по достоинству его отметят, но из-за чрезмерного желания сотворить переворот в мире платформеров, Tequila Works не смогла определиться, экшен это или платформер. Возможно, это и к лучшему: проект-то вышел необычный.