Любите ли вы игры про зомби? О чём разговор, конечно же мы все обожаем погонять полуразложившихся трупов по экранам мониторов! На сегодняшний день игровая индустрия просто кишит играми в жанре survival/horror с противниками-мозгоедами. Некоторые из них удачные, другим повезло меньше. Dead Island, находящаяся в разработке ещё с 2005-го года, задолго до выхода привлекала внимание хорошо режиссированными трейлерами и дневниками, в которых разработчики с придыханием рассказывали о замечательной системе ближнего боя. Студия Techland (авторы сериала Call of Juarez) не зря срывали горло на E3 и недосыпали на протяжении нескольких лет – игра у них однозначно получилась. Но идеальная ли?
НЕ райское наслаждение
На самом деле, происходящее в Dead Island напоминает инструкцию «Как выжить на отрезанном от мира острове во время зомби-апокалипсиса» и вполне может служить практическим пособием на уроках ОБЖ в школах. Место действия игры – невероятной красоты остров «Баной», который расположен в Папуа-Новой Гвинее и является излюбленным местом отдыха туристов со всего мира. Как это всегда бывает – беда приходит внезапно. Ещё только вчера отдыхающие ложились спать после долгого купания в океане и плодотворного поглощения горячительных напитков, а на утро оказались существами с землистого цвета лицами и вздутыми животами. Их основная цель теперь не танцы в прибрежных барах, а уничтожение нетронутых заразой людей. Откуда пришла эпидемия – никто не знает. Разоблачение этой загадки, скорее всего, последует в сиквеле. Перед стартом приключения нам дано выбрать одного из четырёх персонажей, отличающихся друг от друга по расовой и половой принадлежности, а так же навыками владения оружием. Ксиан Мэй (Xian Mei) - специалист по холодному оружию, Сэм Би (Sam B) хорошо владеет «тяжёлыми тупыми предметами», Логан (Logan) собаку съел на метании ножей, а Пурна (Purna) на «ты» с огнестрельным оружием. Всё, далее у нас одна задача – научиться выживать в новой извращённой реальности и выбраться с проклятого острова.
Зомби. Пляжный вариант.
Кто бы мог подумать, что зомби-тематика, которая ассоциируется прежде всего с мрачными пылающими мегаполисами, тьмой и ребятами в защитных костюмах, так хорошо впишется в антураж залитого солнцем райского уголка? Согласитесь, в этом плане поляки выступают в роли инноваторов. Открытого пространства в игре больше, чем стандартных коридоров отелей, госпиталей и полицейских участков. Начав играть в курортной зоне, мы перемещаемся в город, напоминающий трущобы Рио-де-Жанейро, а затем в комплекс лабораторий, находящихся в непролазных джунглях. Когда нас забрасывают в тропические заросли, то игра преображается и напоминает первый FarCry: дежавю достигает своего пика, когда решаешь прокатиться по джунглям на джипе, наматывая на решётку бампера гниющие кишки несчастных туристов. Да, в Dead Island для быстрого перемещения можно пользоваться транспортом. Машины двигаются резво, да и вид «из кабины» реализован нормально. Другой способ сэкономить силы и нервы при перемещении по огромному острову – специальные карты-телепорты, которые можно найти на стенах внутри значимых на той или иной локации помещениях. Визуально игра смотрится великолепно. Красиво и правдоподобно смотрятся сочные джунгли и вода, детально прорисовано оружие и враги, а игра света и тени в Dead Island и вовсе заслуживает особенной награды. При всех этих красотах производительность игры также находится на уровне, даже на системах не первой свежести. Достоверная анимация человеческого (и, со случаем с зомби, не совсем человеческого) тела порой заставляет содрогнуться, когда из ближайших кустов на тебя выбегает без пяти минут труп, размахивая руками и в затянувшейся агонии трясущий головой. Но не ради всего этого, как говорится, мы пришли посмотреть на Dead Islad. Что у Techland в игре действительно получилось – это боевая система.
Удар веслом
Уж поверьте, эффект уничтожения зомби своими руками действительно тянет на разрыв шаблона. Использование подручных предметов и сельскохозяйственных инструментов для усмирения восставших их могилы личностей – не новинка. Достаточно вспомнить Dead Rising, в которой для самозащиты идёт всё, что попадется под руку: от инвалидных кресел, до плюшевых медведей. Рукопашным оружием (которое делится на одноручное и двуручное) можно поразить врага в ту точку тела, которая будет наиболее эффективна для остановки атаки. При наведении прицела на противника, он «плавает» по телу, указывая места, на которые можно негативно воздействовать. Так, назойливому мозгоеду можно прицельным взмахом мачете отрубить голову, повредить сухожилья на руках, либо раздробить плечевую кость веслом. При этом, рука до ужаса правдоподобно телепается по инерции за телом. Учтите, что даже лишив зомби обоих рук, он может укусить вас. При неистовом размахивании оружием истощается полоска выносливости, которая хоть и быстро восстанавливается, может предательски лишить вас способности защищаться в разгаре схватки, так что будьте на чеку. Также силы расходуются на бег и пинок ногой, который может сбить с ног лезущего в объятия недруга. Противники в игре не налетают на вас, словно в Left 4 Dead, а выдаются чётко размеренными порциями. Стандартная схватка выглядит примерно так. На встречу с диким криком несётся зомби, а сзади подходят ещё двое; могучим пинком вы валите на землю того, что ближе, разворачиваетесь, лишаете руки одного, распариваете грудную клетку другому, поворачиваетесь, добиваете уже вставшего на четвереньки бегуна, заряжаете кулаком в челюсть однорукому и размазываете мозг того, что с дырой в груди, по асфальту (привет, Айзек Кларк). Выглядит эффектно и при успешном исходе сражения добавляет несметное количество пойнтов к уровню ЧСВ играющего. Конечно, с каждой главой противники становятся выносливее и живучее. Стандартных «бродяг» разбавляют «громилами», которые обладают чудовищным здоровьем и одним ударом сбивают с ног, отправляя игрока в полёт.
Заметки туриста
Оружие в Dead Island изнашивается очень быстро, поэтому не стоит пренебрегать поисками замены на уровнях, поглядывайте периодически под ноги. Что характерно, оружие не валяется кучами в специально выбранных точках, а лежит именно там, где оно должно быть. Кусок трубы мы собственноручно выламываем из водопровода, весло вы вряд ли встретите вдали от берега, а пожарный топор находится именно там, где и положено: на стене рядом с конусообразным ведром и багором. Оружие можно чинить и модернизировать на специальных верстаках. Тут снова хочется вспомнить творение Capcom, в котором из подручных средств можно было смастерить адское орудие убийства. На уровнях можно находить, либо покупать у торговцев, особые чертежи, к тому же у каждого оружия есть собственные уровни прокачки. Так, подобрав обычный серп и опробовав его в деле окажется, что он сломается уже после десятка ударов, но, отвалив круглую сумму на модернизацию у вас в руках засияет закалённой сталью идеально заточенное оружие с укреплённой ручкой. Для всех вышеперечисленных радостей нужны деньги, которые можно выудить из кошельков поверженных трупов, украсть наспех оставленный кем-то кошелёк или получить за задание. После смерти игрок возрождается у ближайшей контрольной точки, но игра при этом не прерывается и вы отправляетесь добивать оставшихся в живых противников туда, где вы их покинули и, что самое главное, с таким же уровнем изношенности вашего оружия. За убийства начисляются очки опыта и заполняется шкала ярости. Заполнив последнюю, наш протеже в сло-мо забрасывает врагов метательными ножами, нанося многократный урон. Зашвырнуть в кого-то можно и любое другое оружие, только толку от этого не много, да и самого оружия при этом можно лишиться. Упомянутые очки опыта тратятся на прокачку персонажа в трёх направлениях: Ярость, Битва и Выживание. В зависимости от выбранного дерева вы станете наносить больший урон, быстрее бегать, прицельнее метать ножи, тратить меньше времени на перезарядку и так далее и тому подобное.
Своего небольшого абзаца заслуживает кооперативное прохождение. Если ваших друзей нет онлайн, либо вы далеко обогнали всех по сюжету, то всегда можно поиграть с рандомным напарником. То и дело во время игры появляется уведомление, что такой-то игрок находится рядом с вами, то есть натурально находится на той же локации и выполняет ту же миссию. Нажатием одной кнопки мы можете пригласить его в игру и таким образом повысить свои шансы на выживание. Игра с напарниками ни к чему не обязывает и не вылазит боком. Если игрок тормозит вас либо мешает вы можете отсоединится – и дело с концом. Но согласитесь, уничтожать стада зомби бок о бок со здравомыслящим человеком, с которым можно скооперироваться, всегда намного веселее.
***
Итак, Dead Island предлагает нам новый вид экстремального туризма, когда по пятам следует смерть, а вы сами выполняете роль мальчика на побегушках, который и восставших из мёртвых зомби аккуратно ломтиками нарезать сумеет, и умирающей от жажды женщине в лагере бутылку воды принесёт. Однообразность и примитивность миссий, скучные (но не многочисленные) диалоги и высосанный из пальца сюжет не могут перевесить ту атмосферу ада и безнадёжности посреди райского сада и новаторскую боевую систему, поэтому игру нельзя пропускать ни в коем случае. Так или иначе, пробу в жанре зомби-шутеров поляки успешно сделали и впереди уже маячит сиквел игры, который наверняка будет ещё более амбициозным и интересным, а также даст ответы на оставшиеся в тени моменты, такие как очаг заражения и судьбы главных героев.