Представьте, что где-то на краю света существует пещера. То есть Пещера, именно с большой буквы. В ней ваши пороки превратятся в достоинства, а тёмное прошлое превратится в светлое будущее. Отвергнувшая вас девушка позвонит и предложит встретиться. Друг, которого вы подставили, пригласит выпить. В кошельке снова зазвенит монета и жизнь пойдёт на лад. Пещера направит вас на истинный путь, даст снова причину жить, но умолчит об одном – ничто не даётся просто так. The Cave, по-нашему – Пещера. Именно так называется новый совместный проект студии Тима Шейфера Double Fine Productions и Рона Гилберта – всемирно признанного мастера делать увлекательные адвенчуры. За плечами у Рона в лучах славы нежатся такие знаменитые проекты как Maniac Mansion, The Secret of Monkey Island (вся серия – его детище), Total Annihilation и множество других. Идея игры пришла к Гилберту очень давно. Как он сам говорит – после нескольких лет, проведённых в одиночестве. Высокие мысли о смысле жизни терзали игродела годами и втайне от коллег, на клочках бумаги, он создавал облик Пещеры. Идеей всерьёз заинтересовался Тим Шейфер (Full Throttle, Brütal Legend) и 24-го мая прошлого года проект The Cave официально анонсировали, а Рон, в последующие месяцы, продолжал всячески подогревать интерес к игре в своём блоге, дразня фанатов артами и другим промо-мусором.
Жанр игры определить не так-то просто. Это смесь квеста и адвенчуры, подчиняющаяся законам платформера. Перед стартом прохождения мы должны выбрать три из семи уникальных персонажей, обладающих особыми способностями. Например, Деревенщина может длительное время находиться под водой, а Рыцарь – защищаться от ударов или падений защитным полем. У каждого персонажа есть своя история, которую разработчики будут рассказывать нам по ходу игры, через арты, разбросанные тут и там на уровнях. Сменить героев, после того как вы спуститесь в недра Пещеры, нельзя. Главная особенность The Cave состоит как раз в выбранных вами протагонистах. Есть пять-шесть универсальных локаций, на которых вы побываете не зависимо от того, каких персонажей возьмёте с собой. Но вот остальные три будут рассчитаны именно под них. Под их прошлое и их способности. Но так или иначе, абсолютно все загадки в игре рассчитаны на постоянное взаимодействие всех трёх героев. Где-то нужно совместно дёрнуть за рычаги, а где-то - подержать открытой дверь. Стандартная ситуация: один выманивает из логова монстра, второй – сбрасывает на него груду камней в нужный момент. Многие ругали разработчиков за то, что они упразднили стандартный для жанра инвентарь. Рон Гилберт объяснил это следующим образом: то, что нельзя носить с собой более одного подобранного на локации предмета – это своеобразная подсказка игроку. Мол, нужно обязательно применить лом, лопату, разряженную батарейку или что-то другое непосредственно в этой «комнате». Все инструменты для разгадки головоломок у игрока на виду. Другая ложка дёгтя – это потребность в постоянной отнимающей время беготне по уже пройденным местам и много копипаста в дизайне. Пяти или шесть раз придётся взрывать что-то динамитом или скидывать кому-то на голову валун. Под конец игры загадки теряют свою утончённость и оригинальность, и хочется просто поскорее добраться до развязки сюжета. Концовки, кстати, две: хорошая и плохая. За счёт этого, а также кучи разных комбинаций персонажей, реиграбельность The Cave взлетает к самой высшей отметке. Не смотря на немногие ляпы, играть всё равно интересно и увлекательно.
***
Обилие качественного чёрного юмора, смешных комментариев происходящего от самой Пещеры, приятный визуальный стиль и отличное музыкальное сопровождение делают The Cave оригинальным и обязательным к употреблению проектом. Небольшая продолжительность игры компенсируется тем, что можно пробежать её ещё раз за других персонажей оценить масштаб изобретательности геймдизайнеров в полной мере.