Страшно сказать, но третьего «Блицкрига» страждущей публике пришлось ждать двенадцать лет. За прошедшие с момента выхода Heroes of Might and Magic V годы Nival Interactive из отечественной Blizzard, создающей большие сложные комплексные игры мирового уровня, переквалифицировались в типичных онлайн-конкъюнктурщиков, крутящихся вокруг free-to-play и игр для социальных сетей и мобильных телефонов.
Тем удивительно, что Blitzkrieg 3, по проекту рождаемый именно в философии повсеместного онлайна, свободного модели распространения и микротранзакций вышел именно классической полноценной игрой от Nival. Возможно, неидеальной, устаревшей визуально на пятилетие, но привлекательной и увлекательной как для новичков, так и для соскучившихся старожилов.
У шамана три руки
Встречает Blitzkrieg 3 сразу выбором одной из трёх противоборствующих сторон – СССР, Германии или Союзников. Переключаться между ними можно в любой момент, а выполнение заданий вознаграждается доступом к новым юнитам. В мультиплеер без добытых войск играть бессмысленно, потому в идеале для полного погружения в многопользовательские баталии желательно пройти все три кампании, поделённые на три исторических периода целиком.
Всего миссий больше полусотни и каждая из них – отсылка к одной из реальных боевых операций того или иного периода. Ни о какой серьёзной реконструкции речь, конечно, не идёт, да и чудес постановки и режиссуры на манер Company of Heroes 2 тут нет, но с задачей развлечь и максимально близко познакомить с каждой из трёх фракций «Блицкриг 3» справляется вполне неплохо.
Возможно, такой подход может возмутить желающих пропустить одиночное прохождение, но Nival нельзя обвинить в непоследовательности – ведь именно фанаты пожелали получить большой синглплеерный продукт.
Единственное, что реально напоминает о free-to-play прошлом «Блицкриг 3» - это премиальные легендарные юниты. Солдаты и техника делятся по редкости, прямо как карты в Hearthstone, и особо крутые танки можно получить только как случайную награду или за выполнение дополнительных усложнённых заданий. В суровый гринд Blitzkrieg 3 из-за этого не скатывается, а выбор своей «сборки» на следующее сражение добавляет изюминки и дополнительного планирования в достаточно простую игру.
Мама, я стратег
Было бы нелепо ожидать того, что «Блицкриг 3» по механикам окажется близким ко второй или тем более первой части. В угоду современному изнеженному пользователю из игры ушла довольно приличная часть микроменеджмента: автомобили снабжения, возможность выбрать формацию построения пехоты и пути её следования, перевозку солдат на броне техники и многое другое. По поводу отсутствия многих фишек серии фанаты уже успели поныть в отзывах, но если сказать честно, то по большинству старых возможностей лично я скучать не буду.
Тем более, Blitzkrieg 3, несмотря на упрощения, не стал бездумной примитивной RTS, в которой можно просто обвести побольше войск зелёной рамкой и ждать, пока толпа выиграет тебе сражение. Как минимум принцип «камень-ножницы-бумага» работает здесь на все сто процентов – пехотинцы разбирают артиллерию, та бьёт танки, а они в свою очередь уничтожают пулемётные расчёты, которые за мгновения косят солдатские ряды. Если учесть, что типов юнитов в игре больше двух сотен и все они отличаются бронированностью, скоростью, дальностью зрения и прочими характеристиками – простора для тактических манипуляций хватает.
Кроме упрощений есть в Blitzkrieg 3 и вполне себе приятные улучшения. Например, в кой-то веки в поддержке перестали летать картонные самолёты, рассыпающиеся под огнём зениток за секунды, как это было в прошлых частях.
Единственное, о чём реально жалеешь – уменьшившийся масштаб сражений. Вверенные войска выделяются чуть ли не поштучно (особенно поначалу), поэтому забудьте о том, как вы железным кулаком из пары десятков «Т-34» резво гоняли фрицев под Москвой в «Блицкриг 2» - здесь так не разгуляться. Карты сделаны под стать этому скромному масштабу, то есть очень даже компактно. Blitzkrieg 3 всё-таки не варгейм, а RTS, поэтому за такую скромность немного обидно.
Сообразим на троих и Борис Бритва
Мультиплеер, предсказуемо, получился всё же интереснее кампании и представлен обычным контролем точек на карте (в составе 1x1, 2x2 и 3x3) и ассиметричным режимом «Штурм», где одна сторона держит оборону, а другая наступает.
Из-за того, что в игре отсутствуют серьёзные фортификации, в «Штурм» играть не очень весело, зато обычный скирмиш выдался на славу. Выбор верных войск в правильных ситуациях и контроль поля боя играет тут гораздо большую роль, чем в одиночной кампании, а оттого сражения выходят непредсказуемыми и бодрыми. Увы, желающих померяться силами в онлайне пока не шибко много, а посему заменить живых игроков пока пытается нейросетевой революционный ИИ по имени Борис.
Боря продвигается как одна из ключевых новинок «Блицкрига 3» и со своей задачей справляется с переменным успехом. С одной стороны, он действительно не считывает скрытые данные игры и играет вполне честно и обдуманно – занимает выгодные позиции, отступает в безвыходных ситуациях, проводит разведку боем и замечает слабые и сильные стороны армии противника. Для новичка и игрока среднего уровня ИИ станет всецело достойным оппонентом, который ведёт себя вполне по-человечески и грамотно. С другой стороны, бывалым стратегам Борис не чета – какой-нибудь ветеран StarCraft раскатает кибер-полководца без особых проблем.
***
«Блицкриг 3» не поражает глубокими механиками, сногсшибательной графикой и увлекательной сюжетной кампанией, а просто является хорошей RTS про Вторую Мировую войну, которая смогла не посрамить честь именитого сериала. Глядя на него очень хочется пожелать ей и её создателям успехов – как знать, может быть у нас ещё есть все шансы увидеть новых «Аллодов», Silent Storm и третьих «Демиургов».