Вышедшая в 1999 году «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» давно стала культовой классикой и оказала на жанр не меньшее влияние, чем «Изгоняющий дьявола» или «Кошмар на улице Вязов». Снятый за пару десятков тысяч долларов малобюджетный и, надо сказать, весьма средний ужастик породил невероятную популярность жанра found footage (англ. «найденная плёнка») и принёс своим создателям баснословную прибыль.
Следы The Blair Witch Project легко отследить не только в нынешнем кинематографе, но и в видеоиграх – достаточно вспомнить дилогию Outlast. Забавно, что адаптаций культового фильма (и его сомнительных продолжений) напрямую, не считая давно позабытой трилогии начала 2000-х, до сегодняшнего дня не было. Наконец, поляки из Bloober Team, авторы Layers of Fear и Observer, сделали свою историю в Blair Witch, взяв из оригинального кино лишь несколько важных деталей.
В тёмно-синем лесу
Главный герой Blair Witch – бывший солдат и полицейский офицер Эллис, который отправляется в леса неподалёку от городка Бёркитсвиль на поиски пропавшего мальчика вместе со своим верным псом Буллетом. Если вы смотрели оригинальный фильм, то уже догадались, что поисковая операция быстро превратится в ночной кошмар, а если вы играли в предыдущие игры Bloober Team, то поймёте, что у нашего протагониста наберётся целый вагон психологических проблем, которые будут вываливаться на игроках ровными порциями.
Концепцию «парень с собакой потерялись в зловещем лесу» авторы поначалу обыгрывают по полной программе – узкий луч фонаря едва освещает едва заметные тропинки, из чащи раздаются жуткие звуки, а само пространство играет с воображением самым жутким образом, то заставляя бесконечно петлять по кругу, то выпуская бабаек, отгоняемых светом. Потом эти прогулки по лесу, конечно, перестают удивлять, но первые ощущения Blair Witch дарит великолепные.
Очень здорово удалась Bloober и эстетика начала 90-х – главный герой с кнопочным телефоном, подозрительно напоминающем легендарную Nokia 3310, периодически созванивается со своей [бывшей] подружкой, говорит по допотопной рации с коллегами и находит в лесу видеокассеты, которые просматривает при помощи любительской видеокамеры.
Камера – это не только приятная отсылка к оригинальному кинофильму, но и геймплейная фишка. Дело в том, что перематывая видео, Эллис может изменять реальность. Например, проходить в закрытые двери, которые кто-то открывает в записи, или обнаруживать улики, которых до этого не было, но они появлялись на VHS. Задачи обыкновенно несложные, а вот пропустить лежащую на каком-нибудь придорожном камне маленькую коробочку легче лёгкого.
Последняя, несомненно, изумительная находка Blair Witch – наш верный спутник, овчарка Буллет. Собакен помогает ориентироваться в жутком лесу, выслеживая улики по запаху, предупреждает громким лаем о наличии потусторонних сущностей и вообще своим живым и непосредственным поведением здорово скрашивает одиночество. Если конечно не застревает в кустах – как сообщают пользовательские обзоры на Steam, с этим сталкивался каждый второй.
Остановите!
К сожалению, в последней трети игры Blair Witch выводит нас из леса в местный филиал Layers of Fear с приправой из мифологии вселенной и ближневосточных флешбеков главного героя. Финальная секция игры настолько кардинально меняет тон, что это вызывает мгновенное отторжение. Фирменные приёмы Bloober с меняющейся геометрией, захлопывающимися за спиной дверями и вращением пространства уже не работают, а стелс-секции мучительно нервируют. Даже весь психологизм и сюрреализм, выполненный ничуть не хуже Hellblade: Senua’s Sacrifice никак не оправдывают этот калейдоскоп геймплейного дурновкусия.
К последним пятнадцати минутам игры ты приходишь настолько морально измотанным, что относительно короткая игра (от силы часов на шесть) ощущается как изнурительная дорога в гору, а наличие нескольких концовок не добавляет ни одного очка к мотивации её перепройти.
Благодарить, правда, за это нужно не только финал, но и ужасную неряшливость поляков – даже после всех заплаток игра полна багов, глитчей, а оптимизация заставляет потеть и в ужасе ронять частоту кадров систему, которая до этого переваривала Control без единого проседания.
***
Blair Witch есть за что хвалить – атмосфера мистического леса, фирменные детали вселенной «Ведьмы из Блэр», пёс Буллет и отображение «вьетнамского синдрома» главного героя удались на славу. Но ужасный скомканный финал, дурацкие и вырывающие из погружения эпизоды со сражениями и стэлсом и посредственное техническое исполнение не дают назвать итоговый результат чем-то выдающимся. Blair Witch пожалуй, даже хуже, чем Layers of Fear 2.