Последние несколько лет издатели активно пытаются нащупать верную модель так называемых «игр-сервисов» - долгоживущих и, по обыкновению, многопользовательских проектов, чьё продолжительное существование по логике должно обеспечиваться развитыми социальными функциями и регулярными обновлениями контента.
В текущей ситуации у Anthem на руках были все козыри – мощный издатель в лице Electronic Arts, солидный послужной список студии Bioware, функциональный и технологичный движок Frostbite, но главное – опыт предшественников в лице Tom Clancy’s the Division, Warframe и, конечно же, дилогии Destiny.
К большому разочарованию, Anthem не только не превзошёл своих конкурентов, но ещё и умудрился совершить несколько типовых ошибок, заодно наляпав гору собственных.
Этот стон у нас Гимном зовётся
Взять, например, мир Anthem и его сюжет. Мы играем за Фрилансера – пилота боевого экзокостюма, который тут называют джавелином, на службе бастиона человечества, форта Тарсис. Фрилансеры охраняют покой мирных жителей от бандитов, агрессивных форм жизни, расплодившихся в джунглях и зловещим Доминионом, который хочет себе подчинить так называемый «Гимн созидания» - древнюю энергию, заключённую в артефактах давно исчезнувших демиургов этой вселенной.
Bioware, авторы Mass Effect и Dragon Age, на таком занятном фундаменте могли бы сотворить по-настоящему эпическое ролевое приключение, с интригами, неожиданными поворотами, оригинальными штуками, завязанными на тех самых могущественных артефактах, но, увы, у них получилась весьма пресная научно-фантастическая история на уровне Mass Effect: Andromeda. Самое же обидное, что как только игра начинает подкидывать что-то действительно бодрое, радовать кат-сценами и динамикой она… заканчивается. Единственное, что способно удержать игрока у экрана – по-настоящему живые, яркие и приятные персонажи с великолепной мимикой, харизмой и отличной озвучкой. Правда, назвать их какими-то глубокими героями с предысторией и развитием нельзя, но свою положенную роль статистов они выполняют на отлично.
Увы, никакие диалоги не способны развлечь игрока от катастрофически однообразных и примитивно задизайненных миссий. Слетай туда, перебей три волны врагов, слетай сюда, изучи пять осколков очередного фигидиума, отбей пять волн врагов, уничтожь мини-босса и вскрой сундучок с наградой. За редчайшим исключением абсолютно все задания, что основные, что побочные выглядят одинаково схематично, да и количество, качество и искусственный интеллект врагов заставляет желать лучшего – на весь Anthem вряд ли наберётся больше дюжины одинаково тупых разновидностей противников. Отдельная бестолковая глупость встречает игрока примерно на трети сюжетного прогресса – Anthem как будто с издёвкой отправляет выполнять занудные испытания в духе «Убить 50 врагов рукопашной атакой» или «Сделай три мульти-убийства», чтобы открыть гробницы неких великих воинов.
Самая же главная проблема Anthem в том, что он за эту рутину практически никак не вознаграждает. Помните какое потрясающее чувство удовлетворения дарит Destiny 2, когда ты получаешь какое-нибудь крутое оружие или когда падает очередной предмет экипировки? Забудьте. Лут в Anthem получился крайне посредственным – оружия четырёх степеней редкости могут отличаться разве что параметрами и парой пассивных способностей, да ещё и урон у «синьки» может быть ниже, чем у «зелёнки» одинакового уровня. Потому что рандомизатор так приказал.
В дополнение к тому, что в игре, кроме трёх крепостей, нет эндгейма, а PvP отсутствует как таковой, получается, что после окончания сюжетной кампании, далеко не самой увлекательной, в игре попросту нечего делать.
Никак вы не научитесь
При этом сам процесс освоения Anthem сопряжён с десятками неприятных мелочей, которые могут если не довести до белого каления, то как минимум испортить некоторую часть игрового опыта. Загрузки, хоть и стали с патчами короче, всё равно появляются буквально на каждом шагу, разрушая иллюзию бесшовного открытого мира. Выпавшие предметы нельзя примерить сразу после боя, заставляя возвращаться в кузницу форта Тарсис, вдобавок игра не отображает, что именно вы подобрали, давая лишь информацию о редкости находки. Наконец, играть с другом в новое творение Bioware едва ли не более неудобно, чем со случайными соратниками или вообще соло – пока ваш товарищ будет, например, слушать сюжетные диалоги, вам придётся стоять и терпеливо ждать в хабе за закрытыми дверями.
Однако, терпеть печали здесь всё-таки есть за что – боевые механики Anthem получились если не выдающимися, то очень добротными, а благодаря отзывчивому управлению как с контроллера, так и с клавиатуры с мышью все эти воздушные фокусы в духе «Железного человека» как минимум поначалу вызывают настоящий восторг. Каждый из четырёх классов джавелинов по-своему уникален: хрупкий, но опасный Шторм пичкает врагов элементальными бомбами всех сортов, Перехватчик ловко прилетает противникам прямо в лицо и спешно ретируется, тяжёлый Колосс активно танкует урон и размалывает стоящих на пути крупнокалиберными орудиями, а Рейнджер в равных пропорциях смешивает все три стиля в зависимости от экипировки и выбранного стиля игры. Особой координированной работы Anthem не требует, особенно на нормальном уровне сложности, но возможностей по кооперативному взаимодействию и созданию сокрушительных комбинаций тут очень много.
Вдобавок, как ни крути, Anthem очень красивая игра. Зелёные долины, каменистые ущелья и тёмные тоннели, роскошные водопады и глубокие озёра получились у Bioware на редкость живописными и красочными, равно как и рассыпающиеся тысячей цветных сполохов сражения. Так что какое-то определённое guilty pleasure в ней всё же есть.
***
Bioware и EA пять долгих лет потратили на создание ещё одной игры-сервиса, которая отхватила полный стартовый комплект граблей, оставленных первой Destiny и Tom Clancy’s The Division и смачно по ним прошлась. Смогут ли разработчики оперативно поправить свои оплошности? Будет ли у Anthem свой The Taken King, который вернёт разочарованных игроков в игру и приведёт новую армию поклонников? Сможет ли творение Bioware создать конкуренцию The Division 2, который выглядит работой над многими ошибками предшественников? Покажет время.
А на текущий момент Anthem стоит потраченного времени только в рамках подписки – 2999 рублей за 15-20 часов максимально обычного «лутер-шутера» кажется расточительством.