В киноленте «Нечто» 82-го года выпуска, с Куртом Расселом в главной роли, группа ученых американской исследовательской базы в Антарктике сталкиваются с инопланетным существом, которое мирно спало несколько тысяч лет во льдах, пока его не потревожили. Кассета с этим фильмом долго не залеживалась на полках наших видеосалонов. Правда, на родине, в США, кинолента Джона Карпентера произвела меньшее впечатление на зрителя. Американские кинокритики, как один, утверждали, что версия 51-го года была более страшной.
Читая пресс-релиз квеста Alpha Polaris, проекта молодой финской студии, невольно вспоминается фильм, о котором я рассказал немного выше. Завязки историй очень похожи. Ученым исследовательская станция Alpha Polaris предстоит сразиться со злом, которое просуществовало под огромным слоем снега и льда не одну тысячу лет. Правда, отличия все же есть: действие игры происходит не в Антарктике, а в Гренландии, а вместо инопланетного существа, студия Turmoil Games предлагает сразиться с древним злым духом.
Замкнутый мир
Так как в Alpha Polaris станция научных работников отрезана от мира, то действие происходит в замкнутом маленьком мирке. Такие условия - настоящее удовольствие для писателей, которые любят исследовать своих персонажей. Стоит немного надавить на героев - они начнут раскрываться с новой стороны, переходить из одного лагеря в другой.
Но, к сожалению, сценарист проекта не пожелал поставить пару экспериментов над своих персонажей. Да это и не получилось бы, даже если бы писатель из Turmoil Games этого захотел. Все из-за того, что герои игры не взаимодействуют друг с другом. Каждый сидит в своем углу станции и ждет своего часа, чтобы сыграть важную роль в истории игры. Поэтому все герои, включая главного, не раскрыты. Мы практически ничего не знаем об их прошлом, как они оказались на станции и как они относятся друг к другу. Они больше похожи на декорации, чем на винтики сюжета. Да и какое правдоподобное поведение можно требовать от персонажей, которые за четыре дня ни разу не зашли на кухню, чтобы подкрепиться, и не принялись за выполнение своей работы.
Леденящим ужасом, который обещали нам разработчики, история Alpha Polaris не пропитана. Порой авторы сами не знают, чем можно напугать игрока. Вроде бы, наступаем момент, когда тучи сгущаются над героями, и скоро начнется игра на выбывание, но авторы резко жмут на тормоза. Да и древнее зло оказалось каким-то робким. Действовать решительно оно начало только в конце игры. Было бы еще интересно, если бы до этого момента, атмосфера постепенно нагнеталась, происходило психологическое давление на героев и игрока; чувствовалось приближение чего-то страшного, неминуемого и непобедимого, как в «Амнезии. Призрак прошлого». Но ничего подобного в Alpha Polaris нет. В игре есть всего один герой, который на протяжении все истории постепенно сходит с ума. Он бегает по станции, пытается пристрелить кого-нибудь; а все остальные просто смотрят на него, как на сумасшедшего, и не пытаются образумить беднягу.
Северное сияние
Неоднозначными получились декорации. Все окружение, как и герои, выполнено в трехмерном варианте. Станция выглядит скучной, неуютной. Все так спланировано, что кажется - до начала игры на ней никто не жил и не работал. Другое впечатление производят заснеженные виды Гренландии и северное сияние, которое на станции можно наблюдать каждую ночь. Но самой запоминающейся локацией получилась площадка около входа в пещеру – спальни древнего зла, проспавшего много времени.
Персонажи получились еще хуже интерьеров станции. Трехмерные модельки выглядят настолько угловатыми, что по сравнению с ними монстры из Doom 2 выглядят многополигонными моделями. Никаких эмоций эти картонные герои не выражают. Все за них делают красиво нарисованные копии, которые мелькают на экране во время разговоров. Персонажы, нарисованные вручную, в несколько раз привлекательнее и правдоподобнее выглядит, чем их трехмерные копии. Это наводит на мысль, что лучше было бы нарисовать всю игру целиком. Так проект выглядел бы привлекательнее и пополнил бы ряды нарисованных квестов, которыми разработчики балуют нас не очень часто.
Игровой процесс в Alpha Polaris традиционен. Руне предстоит много ходить, беседовать со своими застенчивыми коллегами и решать органично вплетенные в геймплей загадки. Головоломки настолько удачно вплетены в игру, что если не остановиться не и не поискать их, то можно не заметить их наличие в игре. А интересны ли они? Большую часть времени займет расшифровывание древних символов. Какой символ, что значит, нужно написать самому в пустую строку. С одной стороны, интересная задумка, с другой довольно сложно отгадать, какой ответ верен. Бывали случаи, когда мне приходилось, просто писать наугад.
Кроме таких заданий, разработчики придумали интересный инвентарь. Все вещи Руне кладет в сумке, иконка которой находится в нижнем левом углу. Один щелчок - все содержимое сумки выстраивается в один ряд внизу экрана. Еще щелчок – все вещи обратно спрячутся в сумку. Со временем щелкать по сумке, когда нужно что-нибудь, а это бывает очень часто, сильно надоедает. А оставлять захламленной нижнюю часть экрана нет никакого желания. Самый удобный инвентарь, который я видел, был в Alter Ego.
Трудности перевода
Российским издателям Alpha Polaris является компания «Акелла». Локализованная версия полностью переведена на русский язык. Удачно подобрать голоса получилось только для половины персонажей. Интонации некоторых реплик не совпадают с ситуацией или с остальными фразами. Был случай, когда герой начинал разговор агрессивно и громко, а следующую же фразу произносил неуверенным голосом. Присутствуют и неточности в переводе. Например. В первой же сцене Руне называют морским разбойником, когда в английской версии его назвали, норвежским парнем.
Заключение
В Alpha Polaris нет места страху, и психологическим играм, и убедительным колоритным персонажам. В ней некого боятся, за некого переживать, на некого делать ставки. История проста, без каких либо интересных поворотов. Но узнать, чем кончатся приключения ученых, все-таки что-то заставляет. Что действительно получилось у финских парней красивым, завораживающим и запоминающимся – это мелодия в финальных титрах.
Мы благодарим компанию «Акелла» за предоставленную версию игры.