В далёком 1864-ом, а затем в 1871-ом году англичанин Льюис Кэрролл под видом детской сказки поведал миру историю об Алисе, которая в своих снах совершила путешествие в Страну Чудес и в Зазеркалье. Но, как оказалось, невинная сказка обладала чудовищным потенциалом, который до сих пор раскрывают режиссёры и дизайнеры, рассказывая одну и ту же историю снова и снова, будто прокручивая её каждый раз под новым углом. Не осталась в стороне и игровая индустрия.
О Алисе цифровой
Наиболее успешной попыткой перенести Алису в программный код была American McGee's Alice, разработанная 11 лет назад техасской компания Rogue Entertainment, под чутким руководством одного из самых гениальных и талантливых геймдизайнеров за всю историю геймдева Американа МакГи (American James McGee). Они сотворили натуральную революцию, выпустив игру, ведь сюжет и игровой дизайн разорвали шаблоны и устои, оставив в памяти игроков множество приятных впечатлений. Но пару недель назад Американу удалось повторить свой фокус. В 2007 году он основал студию Spicy Horse в Шанхае, которая, после дебютной American McGee’s Grimm, занималась в основном мобильными играми, пока 19 февраля 2009 года исполнительный директор Electronic Arts Джон Риччитьелло не анонсировал American McGee's Alice: Madness Returns, во время саммита DICE.
Как это видит МакГи
Для тех, кто по каким-то причинам пропустил первую «Алису», либо ходил тогда ещё пешком под стол, спешу рассказать, что игра всецело основана на сказках Кэролла, но вариант Американа МакГи выполнен в более мрачных, даже извращённых тонах. Страна Чудес наполнена жестокостью, насилием, а персонажи ещё более безумны. Даже образ самой Алисы, который ей рисует её же воображение, отличается от привычного: большие глаза, забрызганное кровью платье, переполненные цинизмом фразы, ну и хладнокровие, конечно. Alice: Madness Returns не рассчитана только на игравших в оригинальную «Алису», поэтому никаких непоняток у игроков возникнуть не должно. Сюжет берёт начало сразу после окончания первой части. Десять лет Алиса лечилась от психического расстройства, вызванного смертью её родителей, которые погибли во время пожара в собственном доме. Так и не долечившись до конца, до сих пор преследуемая видениями и галлюцинациями, Алиса живёт в Лондонском приюте для душевно больных, под присмотром врача. Больше всего девочке хочется узнать правду о причине пожара. Теория про кошку, которая столкнула керосиновую лампу на пол, её не удовлетворяет, тем более ничего неизвестно о её младшей сестре, которая вроде как сгорела прямо во сне. Начинается игра в Лондоне. Нас, Алису то есть, отправляют в аптеку за лекарствами, где она встречает знакомого психиатра, который лечил её ещё до переезда в Лондон. С этого момента сила галлюцинаций набирает новый оборот, безумие Алисы берёт верх над созданием и она снова попадает в Страну Чудес. Насчитывает игра шесть глав, довольно продолжительных, кроме последней, которая вмещает только ответы на вопросы и битву с боссом. Всего на прохождение понадобится от восемнадцати до двадцати часов, что по современным меркам можно считать «длинной игрой». Но к этой игре этот стереотип не применим.
Ад Страна Чудес
Путешествие по Стране Чудес вышло очень увлекательным и запоминающимся. Постараюсь особо не спойлить. Игравшие в первую часть оценят знакомых персонажей. Вернётся бессменный спутник Алисы – Чеширский Кот. При том в точно таком же обличии. Именно он в начале игры вручает Алисе первое оружие – Vorpal blade (разделочный нож). Далее можно будет, в выбранных разработчиками местах, нажав «С», поговорить с Чеширом, получить подсказку или совет. Продолжая тему оружия, кроме ножа, Герцогиня вручит Алисе Pepper Grinder. По принципу действия - это мельница для перца, которую девушка держит горизонтально, крутит ручку и поражает противников молотым перцем. Мельница «перегревается», прямо как турель в современных шутерах, поэтому стрелять бесконечно не выйдет. Далее Алиса получит Hobby Horse – конь-качалка, прообраз велосипеда, как некоторые считают. Напоминаю, что выглядит она как голова лошади на трости. Очень мощное оружие, способное пробивать защиту врагов и разрушать препятствия. Четвёртое основное оружие - Tea Pot, чайник. Стреляет кипятком, поражает сразу несколько противников. В главном меню есть вкладка, в которой Алису можно переодеть в наряды, обеспечивающие особые способности, например постоянно включенный Shrink View* или улучшающий урон тем или иным оружием. Есть даже платье, в котором Алиса теряет не розы (уровень здоровья), а собранные зубы (выпадают из монстров и разбитых тайников, тратятся на апгрейд). В том же меню можно выбрать альтернативные скины для оружия, по одному для каждого вида. Одним внешним обликом, правда, изменения не ограничиваются. Vorpal blade заменяется на тесак, урон которого вдвое меньше ножа, Pepper Grinder превращается в ракушку с осьминогом и стреляет без перерыва немного дольше, Hobby Horse приобретает вид черепа единорога и при атаке ним здоровье Алисы самовосполняется, а Tea Pot, сделанный в виде Чеширского Кота, наносит в полтора раза больший урон. Помимо этого набора вооружения в арсенале Алисы есть бомба с часовым механизмом, которая взрывается по истечении таймера или по нашему желанию. Пригодится она не так в бою, как при решении многочисленных головоломок. При битве с особо сложными противниками, можно зафиксировать на нём прицел. В таком режиме Алиса может использовать зонт, который выступает в роли щита. Так же он может отражать некоторые атаки, направляя их обратно во врагов.
Чудесные создания
Бестиарий в игре разнообразный, ближе к средине игры в одной схватке Алисе могут попасться монстры с разных глав в дополнении с минибоссом. Не всё оружие эффективно для конкретного монстра. При битве с Eye Pot’ом (чайник с паучьими лапками), например, нужно скачала обездвижить его мельницей, а затем добивать ножом в глаз, а против ледяных акул эффективен Hobby Horse, так как после удара им по земле акулы не могут прятаться. Некоторые противники встречаются только в конкретной главе, а другие - Insidious Ruin – преследуют Алису всю игру.
Чудесные шестерни
Наравне с замечательным дизайном можно поставить звуковое оформление. Всего в игре 22 композиции, которые вышли отдельным CD ещё за месяц до релиза игры. Большинство из них написал Джейсон Тай, но некоторые темы принадлежат Маршаллу Кратчеру и Крису Вренне (автор саундтрека оригинальной Алисы). Графика вполне соответствует времени, используется движок Unreal Engine 3.5. Для сравнения – на этом движке делали BioShock, Batman Arkham Asylum и много других знаковых проектов. Самым видным, и чуть ли не единственным косяком игры - является наличие кучи мелких багов, которые расплодились в результате кривого порта с консолей. Больше всего достали постоянные вылеты на рабочий стол, причина которых, как оказалось, в ограничителе FPS. Пришлось вручную менять параметры в файликах движка. Конечно, встречаются подобные проблемы не у всех. Кстати в планы издателя не входит локализация игры для российского рынка, поэтому кто не дружит с английским – ждите субтитров от народных умельцев.
***
Alice: Madness Returns - практически идеальна. Путь не все идеи были воплощены разработчиками, пусть немного трудно приловчиться к управлению, но того, что показал нам в игре МакГи, не покажет никто другой.
*Алиса может в любой момент уменьшиться до размера кошки, что б пробраться в многочисленные тайники. Будучи маленькой, Алиса способна видеть подсказки, а так же невидимые платформы, ведущие к бонусам. Это и есть Shrink View.