За последние несколько лет компания Focus Home Interactive из европейского издателя средней руки превратилась в поставщика уникальных, неожиданных игр, которые хоть и не могут похвастаться масштабом, бюджетом и лоском, но порой заметно выделяются на фоне стерильных и порой совершенно невразумительных блокбастеров.
Ужастик Call of Cthulhu, мрачная викторианская помесь RPG и экшена Vampyr, ролевая адвенчура The Council и теперь ещё A Plague Tale: Innocence – послужной список французского издателя теперь по-настоящему вызывает уважение. Все эти игры роднит то, что их авторы, пусть и не могут похвастаться огромными производственными мощностями, стараются удивить, создать что-то новое и, главное, рассказать увлекательную персональную историю.
La peste noire
События A Plague Tale: Innocence разворачиваются во Франции XIV века – одном из самых мрачных и чёрных периодов истории этой страны. Начало Столетней войны, нашествие англичан, голод, но главное – безжалостная бубонная чума, которая выкосила за несколько десятилетий почти треть населения всей Европы.
Главные герои истории, юные отпрыски знатного рода де Рунов, Амиция и маленький Гюго, покидают отчий дом в поисках лекарства от неизвестной болезни, которой поражён мальчик. По пятам за беглецами идёт безжалостная Инквизиция, а впереди их ждут все ужасы средневековой Франции.
Усеянные трупами поля сражений, заражённые чумой опустевшие города и сёла, заброшенные замки, мрачные подземелья, гибнущие на глазах фермы – упадническая визуальная эстетика выдержана изумительно. Но прелесть A Plague Tale: Innocence в том, что окружающая среда является не только атмосферными правдоподобными декорациями, но и обнажает сущность героев, провоцируя между ними конфликт и подлинную драму.
За эволюцией отношений между хладнокровной и рациональной, пусть и неопытной Амицией и маленьким наивным Гюго, всю жизнь просидевшем взаперти, наблюдать ничуть не менее интересно, чем за Элли и Джоэлом из The Last of Us. Девушка ради спасения брата готова пойти на любые жертвы, а тот в силу возраста не готов принять жестокость её поступков, продиктованных искренней сестринской любовью и инстинктом выживания.
Камнем по голове
Геймплейно A Plague Tale: Innocence – линейный приключенческий стэлс/экшен с загадками. Амиция не может ничего противопоставить в ближнем бою закованным в латы рыцарям инквизиции, а потому вступать в открытую конфронтацию подобно смерти. Приходиться использовать старые как мир приёмы отвлечения внимания: там бросить камушек в ящик с доспехами, здесь залезть в кусты, сям громыхнуть кувшин о стену – и тихо проползти за спиной у растерянных противников. Особого простора для тактической мысли нет, но приятно, что практически до самого финала разработчики вводят в повествование новых попутчиков, обладающих не только собственным ярким характером, но и полезными навыками и дополняют знакомые механики, оживляя игровой процесс.
Поначалу главная героиня может лишь метать из пращи булыжники в головы врагов, причём только в те, которые не защищены рыцарским шлемом. Но затем Амиция обучится секретам алхимии и рецептам разных хитроумных зелий, от усыпляющего варева до привлекающей стаю крыс бомбы.
Хвостатые красноглазые твари, вылезающие целыми сотнями из всех щелей, являются не только отличным способом устранения особо надоедливых часовых, но и главным врагом и основной движущей силой всей игры. Как мрачная чёрная жижа из Alone in the Dark 2008 года, тьма крыс мерзко пищащим ковром покрывает всё вокруг и до косточек обгладывает незадачливого путника за считанные мгновения. Против живого олицетворения чумы спасти может только отвлекающий манёвр, высокая стена или свет, от которого оно истерично шарахается в стороны.
На манипулировании источниками освещения чаще всего выстроены логические загадки – поджигая костры, освещая себе путь фонарями и факелами, загоняя грызунов в ловушки и отвлекая их алхимическими зельями, мы медленно продвигаемся вперёд по уровням. Благодаря ловкому жонглированию стелс-эпизодов, различных загадок, крафтинга и симулятора ходьбы на фоне прекрасных декораций, Asobo Studio смогли сделать продолжительную, масштабную одиночную игру на полтора десятков часов, которая умудряется не вогнать в сон и цепко держать у экранов вплоть до титров.
Правда, всё-таки с оговорками. Ни один из элементов A Plague Tale: Innocence, кроме, вероятно, её истории, не тянет на индустриальный стандарт – на фоне современных лощеных блокбастеров игра от тандема французского издателя и разработчика ощущается очень скромно. Глуповатый ИИ, неприятные пики сложности, ломающие динамику, строгие скрипты, не самые очевидные или повторяющиеся загадки, бедненькая озвучка (особенно английский вариант – рекомендуем переключиться на аутентичный le français) и сделанный для галочки крафтинг вряд ли кому-то покажутся откровенно плохими, но и яркого восторга не вызовут. С картинкой примерно то же самое – модели и окружение в A Plague Tale: Innocence выглядят порой потрясающе красиво, но скудная лицевая анимация и отсутствующая интерактивность может подпортить погружение.
Отдуваться за всю бюджетность в очередной раз приходиться Оливье Деривье, который в который раз написал завораживающий симфонический саундтрек. На этот раз талантливый композитор, уже успевший прославиться музыкальным сопровождением к уже упомянутому Alone in the Dark, Remember Me и Vampyr использовал тревожные вибрирующие струнные: виолу да гамба, никельхарпу и виолончель. Получилось, как и прежде, невероятно проникновенно, атмосферно и завораживающе – во время прохождения по спине гарантированно от здешней музыки будут бегать мурашки.
***
В наш скорбный век беззубых ААА и экспериментаторских копеечных инди-игр такие проекты как A Plague Tale: Innocence, несмотря на множество небольших недочётов, воспринимаются как глоток свежего воздуха. Большая, одиночная приключенческая игра в интересном сеттинге, с яркими героями, плотной атмосферой и проникновенным саундтреком – ради этого можно с лёгкостью закрыть глаза на очень простой, пусть и качественно сделанный геймплей.