По обыкновению мы редко рекомендуем своим читателям приобретать игры в Раннем доступе. Становится бета-тестером за собственные деньги сама по себе затея не очень привлекательная да ещё и существует высокая вероятность, что этот Early Access продлится вечность, а готового продукта конечный потребитель так никогда и не увидит.
Но в случае с хардкорной ролевой игрой Stoneshard от отечественной студии Ink Stains Games, авторов замечательного 12 is Better Than 6, традиционные рекомендации воздержаться от покупки здесь и сейчас споткнулись об искренние пожелания успехов такому перспективному и весьма амбициозному начинанию. На игру как минимум стоит обратить пристальное внимание – и вот почему.
Снова снов осколки
Поскольку мы имеем дело с Ранним доступом, о деталях сюжета пока говорить нечего. В прологе Stoneshard нам рассказывают о неудавшемся задании некоего сурового воителя Веррена, который вместе с товарищами пошёл за каким-то таинственным фиолетовым осколком магического кристалла, а попал в переделку к жутким вампирам. Чудом избежав смерти, Веррен нанимает вас, наёмника, в местной деревеньке, чтобы помочь ему в дальнейших поисках.
Местный начальник отказывает предоставить лошадей и повозку для неудачников, пока они не выполнят для него три контракта – и на этом, собственно, сюжетная часть Stoneshard пока кончается и начинается суровое выживание в средневековом фентезийном мире.
И, надо сказать, он уже сейчас вырисовывается весьма колоритно. Заброшенные крипты, пасторальная деревушка, мрачные руины, облюбованные бандитами, густые леса, населённые милыми белочками и кровожадными волчарами – в местный пиксель-арт вложено очень много любви и старания. Как и в пока относительно немногочисленные диалоги, которые явно написаны людьми с хорошим литературным вкусом. Стартовая деревенька живёт вполне осмысленной жизнью – кузнец раздувает меха и машет молотом, солдаты патрулируют улицы, а торговцы на площади зовут отведать их снеди.
Кушать подано
И подходить к лоточкам жизненно необходимо – в Stoneshard крайне важную роль играют элементы выживания. Голодный и страдающий от жажды герой получает солидные пенальти к своим показателям, а потому бурдюк с водой и крендельки с колбасой являются необходимым набором снаряжения. Неспроста кроме выполнения боевых контрактов здесь вполне можно позаниматься полноценной охотой – на тех же белочек, оленей или даже медведя. Последнее, кстати, требует недюжинных умений, удачи и сноровки.
Полечиться эликсирами здоровья тоже так просто нельзя – в игре реализована дотошная система состояния подопечного. Контролировать здесь приходиться не только банальное количество хитпоинтов, но и повреждения частей тела и даже уровень боли. А, как известно, лучший, но далеко не безопасный способ уменьшить страдания – приложиться к бутылке.
Вот так и приходиться таскать с собой в крохотном инвентаре целебные мази, шины, какие-то странные зелья и даже пиявок, чтобы не откинуться после очередной стачки с врагами.
Прокачаем и повоюем
Пошаговые бои на текущий момент – самая спорная часть Stoneshard. Да, приличное число видов уникальных врагов, разнообразного оружия, магии и умений сбалансировать достаточно трудно, но пока игра больше тяготеет к рандомному рогалику, чем к полновесной RPG. Возможно, такова и была задумка авторов, но сейчас бои слишком уж полагаются на случайность и напоминают игру «Лишь бы не два промаха подряд». С другой стороны, сражение с боссом в прологе выполнено выше всяких похвал – к проклятому вампирскому жрецу нужно найти верный подход.
Компенсируется этот неоднозначный момент невероятно размашистой и глубокой ролевой системой. Игрок волен сделать из своего подопечного героя буквально любой специализации – лучника, разбойника, воина или мага, вложившись в многочисленные ветки умений. При этом обучаться чему-либо нельзя без прочтения соответствующих книжек, которые ещё надо искать в подземельях или у торговцев – одних очков опыта будет недостаточно.
На разнообразные пассивные и активные умения повешены десятки модификаторов, типов уронов и прочей ролевой шелухи, которая поначалу кажется немного избыточной, но потом – простой и логичной.
Что дальше?
В Early Access досточтимый Stoneshard останется ещё, по меньшей мере, до 2021 года. У её авторов впереди ещё очень много работы, но текущие апдейты и фиксы выходят с заметной регулярностью. Не так давно в игре появились копья, арбалеты и новый играбельный персонаж, а в свежем промежуточном патче исправили несколько неприятных ошибок и накинули больше тридцати различных предметов для героя – от кинжалов до амулетов.
В отличие от многих ранних версий, Stoneshard вполне себе играбелен – единственная его настоящая проблема сейчас заключается лишь в скромном количестве контента. Конечно, можно жаловаться на странноватую экономику, генератор подземелий, примитивный ИИ врагов и много чего ещё – но поверьте, авторы лучше нашего осведомлены практически обо всех проблемах своего детища. А оно, на секундочку, уже сейчас может подарить 7-15 часов хардкорного, увлекательного, мрачного и необычного приключения. А там и следующий апдейт, дай бог, подоспеет.
***
Stoneshard уже сегодня может заинтересовать поклонников классических RPG старой школы – происки рандома и недостаточность контента вряд ли смогут остановить настоящего фаната жанра от знакомства с потенциально лучшей отечественной игрой на данную тематику. Особенно учитывая её скромный ценник в 349 целковых.