В один прекрасный вечер 2002 года никому неизвестная компания Rocksar Games предопределила будущее видеоигр. Назвать GTA 3 культом - смешно и унизительно. Это столп, веха, альфа и омега видеоигр; фигуры большей значимости наверно и нет.
Переезд в отчаянное 3D, совместно с анархической механикой, выдал фантастический результат - причем с многослойным уровнем контента. Сначала люди просто удивлялись факту - сесть в любую машину и поехать куда угодно. Потом удивлялись, насколько это все похоже - такой же туман, такая же ерунда по радио и такие же наивные люди. А когда стадия знакомства заканчивалась - GTA превращалась в бестелесный конструктор. Сейчас я строю боевик про бравого полицейского, через минуту - комедию про пожарного, а через две - жуткий хоррор про озверевший винтик системы: насилие ради насилия, шестеренки, молоко, шесть звездочек и с гранатомета по ментам.
Тогда, GTA еще была свободна от навязчивых стилизаций, многоуровневых метафор и майклманновских ракурсов в роликах - чистая механика, чистая структура, чистое любование собой: отсюда рождалась такая детская искренность и чудовищные заезды по городу с пулеметом наперевес разбивались об условность - ну понятно же, что все нарисовано, придумано, и неправда. А вот сейчас…