Почти месяц назад завершилась Е3 2017, одной из главных интриг которой была новая приставка Microsoft под кодовым именем Project Scorpio, которая продвигалась как самая мощная консоль на рынке.
Я, как человек, который достаточно тепло относится к инновациям и прогрессу, подробностей о Scorpio ждал с нескрываемым интересом – так получилось, что дома у меня не гостила ни одна из консолей Microsoft, и с самого старта Xbox One где-то в душе теплилось желание исправить эту оплошность.
Полноценный анонс Xbox One X (именно так официально зовётся Scorpio) и пресс-конференция Microsoft похоронили эти робкие внутренние порывы. Возможно, что вдруг в политике редмондской компании произойдут какие-то позитивные сдвиги и она внезапно совершит какой-то дерзкий скачок вперёд, но пока абсолютно всё говорит, что Xbox One X я точно не куплю. И вот почему.
Windows 10 всё равно лучше Xbox One X
Я очень уважаю решение Microsoft создать общую игровую среду между их новой ОС для персональных компьютеров и Xbox One, разрешив запускать большинство своих эксклюзивов на системах с Windows 10. Но это автоматически ставит существование консоли под огромный знак вопроса – если у меня уже есть современный PC с Windows 10, на котором я могу играть в тысячи самых разнообразных проектов, зачем мне нужна консоль, на которой этих игр нет и, скорее всего, не будет? А даже если и будут, то зачем мне переплачивать за копию для Xbox Live, когда я смогу её взять в GOG.com или Steam в два, а то и три раза дешевле?
Да, поддержание ПК в бодром состоянии обходится не очень дёшево, но и по этой части к Xbox One X есть большие претензии.
Мне жаль своих 40,000 рублей
Ни для кого не является новостью то, что магические 499$ в ценах на устройства при переезде из США в Европу легко превращаются в 499€, а те в свою очередь, минуя нашу границу трансформируются в 39 900 рублей, что поднимает итоговую стоимость продукта по сравнению с оригинальной ценой почти на десять тысяч рублей. По нынешним кризисным меркам, когда основная часть населения страны тратит на продукты питания больше половины своего дохода эти десять тысяч - крайне весомая сумма. Да, я при желании могу себе позволить Xbox One X, но мне не дали ни единого повода установить связь между стоимостью консоли и её практической ценностью.
Покупая весной Nintendo Switch, я хотя бы осознавал, что за эти деньги я почти гарантированно получу интересные эксклюзивные проекты, которые никогда не выползут за пределы экосистемы Nintendo, уникальные технологии и связанные с этим эмоции и игровой опыт, который мне не сможет подарить другая консоль или ПК.
Xbox One X по всем этим пунктам проигрывает этой портативно-стационарной малышке. Она мне не смогла объяснить, за что я отдаю деньги. Xbox One X свою ценность, кроме стоимости её комплектующих, не оправдывает ничем. В конце концов, если мне реально приспичит купить Xbox, то я возьму Xbox One S.
Эксклюзивов нет
Кто бы, что не говорил, но душой и сердцем любой платформы являются эксклюзивы. Человек, который идёт в магазин за Nintendo Switch знает, что его уже ждут The Legend of Zelda: Breath of the Wild, Splatoon 2, Mario Kart 8 Deluxe, ARMS и к выходу только до конца этого года готовятся ещё минимум три крупных и интересных проекта. Playstation 4 уже обладает огромной библиотекой из великолепных игр класса Bloodborne, Uncharted 4, Horizon: Zero Dawn и многих других – и это не считая тонны ремастеров отличных игр с PS2 и PS3, которые вы наверняка могли пропустить. Про PC даже и говорить неудобно – его обладателю доступны десятки тысяч игр всех эпох, форматов и жанров.
Когда речь заходит об Xbox One, то здесь начинается ступор. Если брать всю библиотеку начиная со старта, то хороших игр накопать ещё можно – несколько частей Forza, Gears of War, сборник Rare Replay и последний Halo. Но что нас ждёт в будущем? А там, извините, какой-то полный ахтунг. Сомнительное инди, очередная Forza, квёлый Crackdown, какая-то невнятная кооперативная пиратская чудь от Rare и, собственно говоря, всё.
Остальная грядущая линейка выглядит как страшный сон любого владельца приставки. А что самое смешное, Microsoft при этом делает кирпичное лицо, вещает про уникальный опыт, изобретает какие-то смешные определения вроде Xbox One Console Launch Exclusive и анонсирует Playerunkown's Battlegrounds, в который обладатели сносных ПК играют уже четыре месяца.
Такой 4К и HDR не нужен
Мне безумно не нравится сама идея пропихивать формат 4К тем насильственным способом, который нам пытаются навязать производители железа и платформодержатели. Вместо того, чтобы совершенствовать игровые движки, использовать продвинутую физику и модели повреждения, прорабатывать большее число деталей и создавать масштабные сложные игры, они экстенсивным путём гонятся за количеством пикселей, за которыми не стоит ничего. Игра, нарисованная в 4К и запущенная в 4К, неважно, нативном, как в Xbox One X, или хитро сгенерированном, как в PS4 Pro, - это две огромные разницы.
Я, правда, не очень хочу наблюдать на своём телевизоре или мониторе картинку пятилетней свежести, но растянутую на большой экран. Но в случае с PS4 Pro я, пусть и со скрипом, могу это простить – на Playstation есть несколько очень красивых игр вроде того же Horizon: Zero Dawn, которым увеличенное разрешение и детализация действительно идут на пользу, пускай и отличия приходится искать порой с лупой. Но у Microsoft нет и такого – кроме Anthem (нового проекта Bioware), ничто не может заставить технофила купить Xbox One X и новый телевизор, сколько раз не скажи ему Ultra HD, 4K.
Особенно если рядом с этими двумя волшебными словами ты будешь ставить Playerunknown's Battleground, Minecraft, какие-то нелепые инди-игры из раздела «Куплю в Steam за 100 рублей через полгода» и пытаться этим гордиться.
Ультра-картинки не будет
Компания Microsoft сама стала заложником того, что сделала очень сильную консоль, не назвав её новым поколением и поместив её в семейство Xbox One. Означает это то, что, не считая редких эксклюзивов, картинка на Xbox One X, не считая нативного 4К, вряд ли будет разительно отличаться от того, что мы все сможем увидеть на той же Playstation 4 Pro. Крайне маловероятно, что разработчики мультиплатформенных проектов будут мучиться и потеть ради того, чтобы делать под разные платформы разные версии своей игры – они скорее будут в первую очередь ориентироваться на самые графически слабые и распостранённые консоли.
В таком случае, зачем я буду тратить сорок тысяч на Xbox One X, когда примерно тоже самое я могу получив, купив PS4 Pro на девять тысяч дешевле, а на разницу между ними смогу купить минимум две ААА-игры в день их релиза?
Политика Microsoft максимально невнятная и неопределённая
Но, пожалуй, больше всего меня пугает не всё это, а сама политика и методика работы Microsoft. За прочими мейджорами рынка я вижу сильную и сформулированную генеральную линию, которой эти компании старательно придерживаются.
Компания Sony делает ставку на ААА-блокбастеры от многочисленных подшефных студий и пытается сделать VR доступным и интересным для обывателей, доказывая всем, что Playstation является лучшим выбором для хардкорного игрока. Nintendo работает на свою преданную армию фанатов, семейный и party-гейминг и продвигает из года в год новые оригинальные идеи (чего стоят Nintendo 3DS и Switch).
А что хочет доказать Microsoft своим Xbox One X? В чём миссия игрового подразделения корпорации? Если в том, чтобы на моём телевизоре было больше пикселей, то спасибо, я, наверное, откажусь.