Почему в Quake стоит сыграть в 2021 году

Статья Почему в Quake стоит сыграть в 2021 году

Автор: Данил Ряснянский

Дата: 23.08.2021 14:00

0

Поделитесь с друзьями:

4831

Название игры: Quake

Российское название: Quake

Жанр: Action/Arcade

Дата выхода: 22 июня 1996 года

Разработчик: id Software

Издатель: GT Interactive Software

Платформы: PC

 Совершенно неожиданно Bethesda в рамках очередного QuakeCon сделала роскошный подарок всем любителям золотой классики шутеров, выпустив на всех основных платформах ремастер великого и ужасного Quake – шутера id software, вышедшего летом 1996 года. Учитывая невероятный взлёт популярности олдскульных стрелялок, которые нагло эксплуатируют идеи, визуальную эстетику, механики, а порой даже и движки легендарных игр тех лет, мы не могли пройти мимо такого релиза.

Опыт прохождения ремастера Quake легко доказал парадоксальную вещь – даже сегодня, спустя 25 лет после своего выхода, последнее совместное творение Джона Кармака и Джона Ромеро всё ещё способно приносить тонны удовольствия.

Минутка занудной истории

Говоря о Quake, сложно не удариться в занудную словесную эквилибристику по поводу того, насколько важной и влиятельной оказалась игра id software, но не уделить эпохальному статусу игры хотя бы несколько абзацев было бы настоящим преступлением перед гением её авторов. Вклад Quake в индустрию нельзя переоценить – если DOOM и его сиквел раскачали видеоигровую индустрию и дали жанру крепчайший пинок под зад, то Quake задал вектор их развития на годы вперёд.

Начать, конечно, стоит с его революционного движка, который использовал полигональные модели вместо спрайтов. Честное 3D ознаменовало не только новый шаг в графике, но и придало мощный толчок к развитию «железной» индустрии – вряд ли ускорители 3Dfx Voodoo стали бы настолько популярны без успеха Quake и его последователей. Сами id software, к их чести, не заперли чудо-моторчик на дискете в сейфе и с большой охотой лицензировали свою технологию другим разработчикам. Quake Engine оказался настолько удобным, удачным и доступным, что многие его элементы переехали без изменений в движок Quake II и даже Quake 3. Следы кропотливой работы Кармака при желании можно обнаружить и в Half-Life, и в Soldier of Fortune, и даже в первых частях Call of Duty

Это не Диабло, это Хтонь

Открытой и доступной игра оказалась и для моддеров - по сути, скорее с модификаций для Quake, а не DOOM по-настоящему развернулась работа этого сообщества. Творчество энтузиастов вышло за пределы производства новых карт и перешло к созданию целых глобальных конверсий на основе оригинальной игры и её удобного инструментария. Team Fortress, популярный многопользовательский шутер, чей сиквел до сих пор живёт и здравствует, родился именно как мод для той самой Кваки.

Его рождение стало возможным и из-за того, что Quake изначально был создан с прицелом на мультиплеер по локальной или глобальной Сети. Само понятие киберспорта, полноценные турниры и лиги, пополнение геймерского арго такими терминами как распрыжка, телефраг, стрейф-джампинг – всё это пришло к нам из 1996 года. О вполне живом наследии той игры можно говорить часами, но важнее всего то, что в него и сейчас можно играть с огромным удовольствием.

Всё ещё достоин

 Например, Quake всё ещё интересен своей необычной эстетикой, сочетающей одновременно и мрачную готику, и футуризм в духе прошлых игр id, и типичное европейское средневековье. То, что в момент его производства чуть было не стало катастрофой из-за разницы в художественном взгляде трёх ведущих дизайнеров уровней – Джона Ромеро, Американа МакГи и Сэнди Питерсена, теперь стало её благословением. Это удивительно, но в рамках одной игры отлично уживаются мрачные каменные крепости, наполненные секретами и загадками, совершенно жуткие и внеземные оплоты ужаса и обыкновенные человеческие структуры - заводы, лаборатории и военные базы. Эта конструкция щедро сдобрена мощным соусом из лавкрафтианских мотивов, который проглядывал в дизайне окружения и особенно монстров. Так, оба босса оригинальной игры носят имена Хтонь и Шуб-Ниггурат.

Лучше не дать этому парню зарядить свою мощную молнию

На неповторимую атмосферу работает и саундтрек Трента Резнора, который он написал вместе со своей индастриал-рок-группой Nine Inch Nails. За исключением мощного вступительного трека почти вся музыка в Quake была беспокойным, ритмичным, мрачным эмбиентом, который прекрасно стыкуется с тёмной, немного пугающей эстетикой творения id software. Спустя много лет Резнор со своим коллегой Аттикусом Россом потом завоюют два «Оскара» за музыку к кинофильмам, а написанный к игре 1996 года набор композиций наконец получит заслуженный релиз на виниловых пластинках.

Но на одном внешнем и звуковом представлении далеко не уехать, особенно сегодня. Главный сюрприз состоит в том, что в Quake даже в 2021 году интересно играть, без всяких поправок на возраст и технологии. Quake – одна из последних классических игр эпохи, в которой «простота» не является эвфемизмом к понятию «примитивность». Это уже потом шутеры стали эксперементировать с повествованием, зрелищными кат-сценами, постановочными эпизодами и усложнением механик. Здесь есть только ты, хтонические злобные монстры и роскошный арсенал оружия, которым ты должен разбирать эту шваль на мелкие джибсы. Кто бы мог подумать, но расстреливать полубессмертных зомби, шамблеров, нелепых пехотинцев и огров с гранатомётами всё ещё увлекательно и сегодня.

В дань уважению автору музыки и его коллективу, на коробках с аммуницией красуется логотип Nine Inch Nails

Враги туповаты, но требуют индивидуального подхода, пушки шикарно ощущаются и громко бахают, а каждые пять минут игра обожает встряхнуть тебя каким-нибудь неожиданным происшествием. Например, призывно манящий усилитель урона (знаменитый Квад-дэмейдж) может лежать на поддельном полу, который провалится прямо под ногами. Бесчестных подлостей, однако, игра не совершает и даже в самый неловкий момент тебе разрешают покинуть опасное место аккуратными прыжками или вернуться назад в относительной целости и сохранности.

Главная заслуга в этом, конечно же, непревзойдённого левел-дизайна, который не перестаёт удивлять и сегодня. Многим современным шутерам стоит поучиться у Quake креативности и логике, которые откровенно хромают во многих наследниках творчества id software. Главный страх при освоении любой игры 1990-х – застрять намертво в четырёх одинаково длинных и унылых коридорах почему-то здесь не происходит. Ты буквально интуитивно понимаешь, куда тебе нужно идти, на какие рычаги и кнопки надо нажать и как сократить себе путь до финального телепорта. Немудрено, что игра ещё в своё время стала иконой спидранов – простора для красивого, творчества её прохождения на скорость тут просто вагон.

То, с каким смачным звуком и эффектами разлетаются враги от ракет, по-детски радует и сегодня

Полный фарш 

Отдельных приятных слов, конечно же, заслуживает и сам ремастер. Nightdive Studios уже съела не одну собаку на причёсывании заскорузлой классики и уже подарила нам отлично обновлённый Blood, System Shock и DOOM 64. Для Quake была проведена такая же аккуратная техническая работа. Все фирменные фишки игры, включая мультиплеер и кооператив, исправно перенесены для ремастера. Некоторые вырезанные из-за технических ограничений части уровней торжественно возвращены. Освещение и разрешение экрана значительно улучшены и адаптированы под современный софт и железо. 

Только в разрешении QHD удалось рассмотреть белоснежную улыбку этого монстра

К двум классическим комплектам миссий The Scourge of Armagon и Dissolution of Eternity добавились ещё два довольно крупных дополнения, созданные студией MachineGames. Первый, Dimension of the Past, уже выходил в 2016 году, к 20-летнему юбилею игры, а Dimension of the Machine создали специально для ремастера. И надо сказать, авторы последних Wolfenstein постарались на славу. Пусть их уровни не используют тот контент, который был доступен в старых наборах миссий, включая новое оружие и монстров, по своей архитектуре, дизайну, масштабу и продолжительности они вполне способны тягаться с оригинальной игрой. 

***

Ремастер Quake – это отличный способ вернуться в один из любимых шутеров детства или впервые взглянуть на проект, который во многом определил современную игровую индустрию. Полный набор дополнений, новый контент и технические обновления в данном случае лишь повод убедиться в том, что такая классика почему-то не стареет. Помяните наше слово, в DOOM II: Hell on Earth и Quake будет также весело и задорно играть и через пять, и через десять, и через пятнадцать лет.

Итоговая оценка: 9 из 10

 

Что ещё почитать?
Sony добавит поддержку PSVR2 на PC
Sony добавит поддержку PSVR2 на PC
Вадим Миллер, 23.02.2024
Warframe скоро выйдет для iOS
Warframe скоро выйдет для iOS
Вадим Миллер, 20.02.2024
Трейлер раннего доступа Contain
Трейлер раннего доступа Contain
Вадим Миллер, 20.01.2024
Hades выйдет на iOS
Hades выйдет на iOS
Вадим Миллер, 08.03.2024