Почему в Quake стоит сыграть в 2021 году

Статья Почему в Quake стоит сыграть в 2021 году

Автор: Данил Ряснянский

Дата: 23.08.2021 14:00

0

Поделитесь с друзьями:

4872

Название игры: Quake

Российское название: Quake

Жанр: Action/Arcade

Дата выхода: 22 июня 1996 года

Разработчик: id Software

Издатель: GT Interactive Software

Платформы: PC

 Совершенно неожиданно Bethesda в рамках очередного QuakeCon сделала роскошный подарок всем любителям золотой классики шутеров, выпустив на всех основных платформах ремастер великого и ужасного Quake – шутера id software, вышедшего летом 1996 года. Учитывая невероятный взлёт популярности олдскульных стрелялок, которые нагло эксплуатируют идеи, визуальную эстетику, механики, а порой даже и движки легендарных игр тех лет, мы не могли пройти мимо такого релиза.

Опыт прохождения ремастера Quake легко доказал парадоксальную вещь – даже сегодня, спустя 25 лет после своего выхода, последнее совместное творение Джона Кармака и Джона Ромеро всё ещё способно приносить тонны удовольствия.

Минутка занудной истории

Говоря о Quake, сложно не удариться в занудную словесную эквилибристику по поводу того, насколько важной и влиятельной оказалась игра id software, но не уделить эпохальному статусу игры хотя бы несколько абзацев было бы настоящим преступлением перед гением её авторов. Вклад Quake в индустрию нельзя переоценить – если DOOM и его сиквел раскачали видеоигровую индустрию и дали жанру крепчайший пинок под зад, то Quake задал вектор их развития на годы вперёд.

Начать, конечно, стоит с его революционного движка, который использовал полигональные модели вместо спрайтов. Честное 3D ознаменовало не только новый шаг в графике, но и придало мощный толчок к развитию «железной» индустрии – вряд ли ускорители 3Dfx Voodoo стали бы настолько популярны без успеха Quake и его последователей. Сами id software, к их чести, не заперли чудо-моторчик на дискете в сейфе и с большой охотой лицензировали свою технологию другим разработчикам. Quake Engine оказался настолько удобным, удачным и доступным, что многие его элементы переехали без изменений в движок Quake II и даже Quake 3. Следы кропотливой работы Кармака при желании можно обнаружить и в Half-Life, и в Soldier of Fortune, и даже в первых частях Call of Duty

Это не Диабло, это Хтонь

Открытой и доступной игра оказалась и для моддеров - по сути, скорее с модификаций для Quake, а не DOOM по-настоящему развернулась работа этого сообщества. Творчество энтузиастов вышло за пределы производства новых карт и перешло к созданию целых глобальных конверсий на основе оригинальной игры и её удобного инструментария. Team Fortress, популярный многопользовательский шутер, чей сиквел до сих пор живёт и здравствует, родился именно как мод для той самой Кваки.

Его рождение стало возможным и из-за того, что Quake изначально был создан с прицелом на мультиплеер по локальной или глобальной Сети. Само понятие киберспорта, полноценные турниры и лиги, пополнение геймерского арго такими терминами как распрыжка, телефраг, стрейф-джампинг – всё это пришло к нам из 1996 года. О вполне живом наследии той игры можно говорить часами, но важнее всего то, что в него и сейчас можно играть с огромным удовольствием.

Всё ещё достоин

 Например, Quake всё ещё интересен своей необычной эстетикой, сочетающей одновременно и мрачную готику, и футуризм в духе прошлых игр id, и типичное европейское средневековье. То, что в момент его производства чуть было не стало катастрофой из-за разницы в художественном взгляде трёх ведущих дизайнеров уровней – Джона Ромеро, Американа МакГи и Сэнди Питерсена, теперь стало её благословением. Это удивительно, но в рамках одной игры отлично уживаются мрачные каменные крепости, наполненные секретами и загадками, совершенно жуткие и внеземные оплоты ужаса и обыкновенные человеческие структуры - заводы, лаборатории и военные базы. Эта конструкция щедро сдобрена мощным соусом из лавкрафтианских мотивов, который проглядывал в дизайне окружения и особенно монстров. Так, оба босса оригинальной игры носят имена Хтонь и Шуб-Ниггурат.

Лучше не дать этому парню зарядить свою мощную молнию

На неповторимую атмосферу работает и саундтрек Трента Резнора, который он написал вместе со своей индастриал-рок-группой Nine Inch Nails. За исключением мощного вступительного трека почти вся музыка в Quake была беспокойным, ритмичным, мрачным эмбиентом, который прекрасно стыкуется с тёмной, немного пугающей эстетикой творения id software. Спустя много лет Резнор со своим коллегой Аттикусом Россом потом завоюют два «Оскара» за музыку к кинофильмам, а написанный к игре 1996 года набор композиций наконец получит заслуженный релиз на виниловых пластинках.

Но на одном внешнем и звуковом представлении далеко не уехать, особенно сегодня. Главный сюрприз состоит в том, что в Quake даже в 2021 году интересно играть, без всяких поправок на возраст и технологии. Quake – одна из последних классических игр эпохи, в которой «простота» не является эвфемизмом к понятию «примитивность». Это уже потом шутеры стали эксперементировать с повествованием, зрелищными кат-сценами, постановочными эпизодами и усложнением механик. Здесь есть только ты, хтонические злобные монстры и роскошный арсенал оружия, которым ты должен разбирать эту шваль на мелкие джибсы. Кто бы мог подумать, но расстреливать полубессмертных зомби, шамблеров, нелепых пехотинцев и огров с гранатомётами всё ещё увлекательно и сегодня.

В дань уважению автору музыки и его коллективу, на коробках с аммуницией красуется логотип Nine Inch Nails

Враги туповаты, но требуют индивидуального подхода, пушки шикарно ощущаются и громко бахают, а каждые пять минут игра обожает встряхнуть тебя каким-нибудь неожиданным происшествием. Например, призывно манящий усилитель урона (знаменитый Квад-дэмейдж) может лежать на поддельном полу, который провалится прямо под ногами. Бесчестных подлостей, однако, игра не совершает и даже в самый неловкий момент тебе разрешают покинуть опасное место аккуратными прыжками или вернуться назад в относительной целости и сохранности.

Главная заслуга в этом, конечно же, непревзойдённого левел-дизайна, который не перестаёт удивлять и сегодня. Многим современным шутерам стоит поучиться у Quake креативности и логике, которые откровенно хромают во многих наследниках творчества id software. Главный страх при освоении любой игры 1990-х – застрять намертво в четырёх одинаково длинных и унылых коридорах почему-то здесь не происходит. Ты буквально интуитивно понимаешь, куда тебе нужно идти, на какие рычаги и кнопки надо нажать и как сократить себе путь до финального телепорта. Немудрено, что игра ещё в своё время стала иконой спидранов – простора для красивого, творчества её прохождения на скорость тут просто вагон.

То, с каким смачным звуком и эффектами разлетаются враги от ракет, по-детски радует и сегодня

Полный фарш 

Отдельных приятных слов, конечно же, заслуживает и сам ремастер. Nightdive Studios уже съела не одну собаку на причёсывании заскорузлой классики и уже подарила нам отлично обновлённый Blood, System Shock и DOOM 64. Для Quake была проведена такая же аккуратная техническая работа. Все фирменные фишки игры, включая мультиплеер и кооператив, исправно перенесены для ремастера. Некоторые вырезанные из-за технических ограничений части уровней торжественно возвращены. Освещение и разрешение экрана значительно улучшены и адаптированы под современный софт и железо. 

Только в разрешении QHD удалось рассмотреть белоснежную улыбку этого монстра

К двум классическим комплектам миссий The Scourge of Armagon и Dissolution of Eternity добавились ещё два довольно крупных дополнения, созданные студией MachineGames. Первый, Dimension of the Past, уже выходил в 2016 году, к 20-летнему юбилею игры, а Dimension of the Machine создали специально для ремастера. И надо сказать, авторы последних Wolfenstein постарались на славу. Пусть их уровни не используют тот контент, который был доступен в старых наборах миссий, включая новое оружие и монстров, по своей архитектуре, дизайну, масштабу и продолжительности они вполне способны тягаться с оригинальной игрой. 

***

Ремастер Quake – это отличный способ вернуться в один из любимых шутеров детства или впервые взглянуть на проект, который во многом определил современную игровую индустрию. Полный набор дополнений, новый контент и технические обновления в данном случае лишь повод убедиться в том, что такая классика почему-то не стареет. Помяните наше слово, в DOOM II: Hell on Earth и Quake будет также весело и задорно играть и через пять, и через десять, и через пятнадцать лет.

Итоговая оценка: 9 из 10

 

Что ещё почитать?
Демо Stellar Blade выйдет в марте
Демо Stellar Blade выйдет в марте
Вадим Миллер, 27.03.2024
Что добавят в Game Pass
Что добавят в Game Pass
Вадим Миллер, 21.03.2024
Hades вышла на iOS
Hades вышла на iOS
Вадим Миллер, 25.03.2024
Ермак в новом трейлере Mortal Kombat 1
Ермак в новом трейлере Mortal Kombat 1
Максим Антонов, 10.04.2024
Подтверждена новая Borderlands
Подтверждена новая Borderlands
Вадим Миллер, 30.03.2024