Обзор игры DOOM 64

Оценка игры: 7.8

Автор: Данил Ряснянский

Дата: 02.04.2020 14:59

+6

Поделитесь с друзьями:

3 645

Судьба DOOM 64 – одна из самых удивительных и в немалой степени, несправедливых историй в нашей индустрии. Игра за авторством ныне покойной Midway Games планировалась как лонч-тайтл новой консоли Nintendo, готовившейся к запуску осенью 1996 года. Но незадолго до положенного дедлайна супервайзеры из id software забраковали левел-дизайн, из-за чего релиз пришлось перенести почти на год.

В результате появившийся в 1997 году DOOM 64 оказался заложником сравнений с Turok и чуть позднее – GoldenEye 007, которые опережали старорежимный и издали очень уж похожий на своих предков шутер. Естественно, многие пользователи и критики приняли игру сдержанно, если не сказать прохладно, а её саму стали потихоньку забывать.

Время шло, и о DOOM 64 всё чаще стали вспоминать не с брезгливой расчётливой холодностью, а с трепетом и обожанием. После неоднозначного DOOM 3 и долгих лет рефлексии, до сообщества внезапно дошла истина о том, что D64 был очень даже неплох! И вот, наконец, спустя 23 года после оригинального релиза, вместе с выпуском DOOM Eternal появилась и забытая многими классика.

Возвращение домой

Doom 64 является истинным сиквелом DOOM II: Hell on Earth, а не очередным портом, как было сделано для SNES и PS1 – после событий первых двух частей, нашего бедолагу пехотинца UAC вновь отправляют на Марс, чтобы навести там порядок. Правда, по заветам Кармака, даже об этом знать необязательно, ведь у нас есть верное оружие и десятки врагов из преисподней.

Типичный сюжет в классическом DOOM

По очевидным, в первую очередь техническим причинам, DOOM 64 наследует и классический геймплей оригинальных двух частей. Никакого платформинга как в DOOM Eternal, кат-сцен, сложносочинённой прокачки, возможностей обзора по вертикали и прочих элементов современных шутеров. Даже по меркам 1997 года это было архаично и к этому надо быть готовым. Только спрайтовые демоны, торчащая посередине экрана пушка, разноцветные ключи, открывающие двери и много стрельбы по истошно кричащим врагам. Если вы скучали по простоте, которая по каким-то удивительным причинам пережила все эти годы и обросла махровым шармом – добро пожаловать.

Только проходя DOOM 64 можно заметить, что DOOM Eternal во многом делался с оглядкой на неё

Впрочем, кое-каких, весьма ярких и оригинальных новшеств в DOOM 64 по сравнению с первыми двумя играми тут много. В первую очередь это касается левел-дизайна. Небольшие даже в сравнении с Doom локации DOOM 64 компенсировал сложносочинённой структурой. Игроку постоянно приходиться нажимать рычаги и искать ключи от новых дверей, но это не выглядит как искусственное ограничение его свободы. Одна нажатая кнопка может хитро перестроить уровень, открыть совершенно неочевидный путь или активировать телепорт в ранее недоступную часть локации. Даже сегодня некоторые трюки, которые проворачивают дизайнеры, кажутся крайне креативным сортом издевательства – пока в дело не включаются таймеры на время, заставляющие сайгаком нестись к очередной опустившейся платформе.

Unmaker должен был появится ещё в предыдущих частях игры, но дебютировал лишь в DOOM 64, чтобы появится вновь лишь как наградное оружие в Eternal

Порой авторы действительно злоупотребляли решением паззлов, заставляя искать совсем неочевидные изменения в окружении после нажатия очередного рычага, но в целом это редкость – зато, в отличие от первых двух частей DOOM каждая миссия разительно отличается от предыдущей. В DOOM 64 по сути нет проходных или одинаковых уровней – строгий выговор от id software и полугодовая переделка явно пошла им на пользу.

Нагнетаем

Во многом разнообразие и яркость локаций достигается за счёт визуальной презентации. И оригинальные Doom были довольно мрачными, но авторы DOOM 64 за счёт возросших мощностей смогли сделать на старом движке настоящий хоррор.

Атмосфера и саспенс здесь компенсируют недостаток врагов на некоторых уровнях

Мерцающее освещение, жуткие пейзажи, повсеместная темнота сопровождаются нетипичным оккультным эмбиентом за авторством Обри Ходжеса, написавшего двумя годами ранее музыку к порту DOOM на PS1. Саунддизайн DOOM 64 вообще по меркам 1997 года выдающийся – звуки дробовика гулко отдаются в коридорах, где из темноты раздаются жуткие хлюпанья ваших врагов. Пугать этим современного игрока, конечно же, трудновато, но в напряжении творение Midway Games держит мастерски и ровно как и более динамичные современники, играть в неё долго утомительно для нервной системы, что ни разу не оскорбление.

Ночное погружение

DOOM 64 уже достаточно успешно портировался энтузиастами на ПК и пережил две итерации, но версия Nightdive Studios на их собственном движке выглядит ультимативно лучшей на текущий момент. Кроме высокого разрешения, она поддерживает множество полезных опций: улучшенную яркость, FOV-слайдер и моушн-контроль на Nintendo Switch. Пиксельное месиво оригинала тоже причесали и прикрепили сглаживание, которое можно опционально отключить. Про сниженный инпут-лаг (везде) и неограниченную частоту кадров (в PC-версии) и говорить даже как-то неудобно.

Lost Levels вышли ничуть не менее яркими, чем оригинальная кампания

Приятным довеском к оригинальным миссиями стала короткая, но яростная кампания, которая связывает DOOM 64 с событиями новой дилогии. Nightdive очень тонко уловили суть игры и сделали новые эпизоды ничуть не хуже, а местами даже и лучше, чем сами Midway.

***

DOOM 64 - это занятный мостик между старыми и новыми частями DOOM, условный «настоящий» Doom 3 и отличный подарок поклоннику сериала, который по каким-то причинам до сих пор в неё не играл. Несмотря на то, что шутеры являются (или как минимум были) одним из самых быстро развивающихся жанров, сегодня играть в DOOM 64 намного интереснее, чем в тот самый GoldenEye 007, который ставили тогда всем в пример. Это удивительно цельная, атмосферная, безупречно использующая все ресурсы N64 игра, которой просто не повезло – и в статусе бонуса за предзаказ или релиза за 300 рублей она полностью оправдывает своё существование.

Оценка GreatGamer: 7.8 из 10 (Хорошо)




Оценка игроков: Нет оценки

Скриншоты из игры DOOM 64
Скриншот из игры DOOM 64
DOOM 64
04.04.2020
Скриншот из игры DOOM 64
DOOM 64
04.04.2020
Скриншот из игры DOOM 64
DOOM 64
02.04.2020
Скриншот из игры DOOM 64
DOOM 64
04.04.2020
Скриншот из игры DOOM 64
DOOM 64
02.04.2020
Скриншот из игры DOOM 64
DOOM 64
04.04.2020
Скриншот из игры DOOM 64
DOOM 64
04.04.2020
Скриншот из игры DOOM 64
DOOM 64
02.04.2020
Что ещё почитать?
Интервью об игре Грейшафт
Интервью об игре Грейшафт
Мария Трикстер, 01.11.2024
Смута и грандиозный патч
Смута и грандиозный патч
Мария Трикстер, 08.11.2024